Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

с точки зрения работы школы, видеть, какие из них

способствуют действительному прогрессу, а какие несут лишь разрушение всех

действительных ценностей, несмотря на все претензии их приверженцев на

прогрессивность и наличие большого числа обманутых ими людей слабого ума.


Но внешние условия независимы от нас. В известной степени, иногда с немалыми

трудностями, мы можем избирать страну, в которой нам предпочтительнее жить, но

мы не в состоянии выбрать период истории или век и должны найти все нам

необходимое в тот период, куда мы помещены судьбой.


Таким образом, нам нужно понять, что уже начало подготовки к развитию

требует комбинации внешних и внутренних условий, которые крайне редко

сопутствуют друг другу.


Но в то же самое время нужно понять, что человек, по крайней мере, если речь

идет о внутренних условиях, не полностью предоставлен закону случая. Немало

огней зажжено для него, по которым он способен отыскать свой путь, если только

он к тому стремится и если он удачлив. Возможности его так малы, что

элемент удачи нельзя исключать.


Попытаемся теперь ответить на вопрос, что заставляет человека желать нового

знания и изменения себя. Человек живет под двоякого рода влияниями.

Нужно обязательно хорошо это понимать и разница между влияниями должна быть

совершенно ясной.


Первый род включает в себя интересы и тяготения, созданные самой жизнью:

интересы здоровья, безопасности, богатства, наслаждении, развлечении, защиты,

тщеславия, гордости, славы и т. д.


Ко второму относятся интересы иного порядка, побуждаемые идеями, которые не

были созданы жизнью, но изначально привнесены школами. Эти влияния

прямо не достигают человека. Они брошены в общий водоворот жизни, проходят через

умы многих и достигают человека посредством философии, науки, религии,

искусства. Они всегда смешаны с влияниями первого рода и вообще очень мало

напоминают то, чем они были в своем начале.


В большинстве случаев люди не сознают иного происхождения влияния второго

рода и часто объясняют их так, словно у них те же истоки, что и у влияния

первого рода.


Однако, хотя люди не знают о существовании двух этих родов, они воздействуют

на него, и он так или иначе на них отвечает.


Он может в большей мере отождествляться с каким-нибудь из влияний первого

рода и вовсе не чувствовать влияния на него второго. Либо он может

притягиваться и находиться под воздействием какого-нибудь из влиянии второго

рода. В каждом из этих случаев мы имеем различные результаты.


Назовем первый род -- влияние А, а второй -- влияние В. Если человек целиком

находится под общим влиянием А либо каким-то частным его проявлением и

безразличен к влиянию В, то с ним ничего не происходит, а возможности развития

убывают с каждым годом его жизни. В каком-то возрасте, иногда достаточно

раннем, они полностью исчезают. Это значит, что человек умирает еще при жизни,

подобно тому зерну, которое не способно рождать и давать жизнь растению.


Но если, с другой стороны, человек не полностью во власти влияния А, а влияние

В притягивает его и заставляет его чувствовать и размышлять, результаты производимых

чувством и мыслью впечатлении могут собираться, притягивать другие влияния

того же рода и расти, занимая все более важное место в его уме и жизни.


Если произведенные влиянием В результаты становятся достаточно сильными, они

сливаются и образуют в человеке так называемый магнетический центр.

Сразу нужно понять, что слово 'центр' в этом случае имеет иное значение, чем

там, где говорилось об 'интеллектуальном' или 'двигательном' центрах. Это были

центры в сущности, а магнетический центр принадлежит личности -- просто

группа интересов, которые, будучи достаточно сильными, служат в некоторой

степени как направляющая и руководящая движущая сила. Магнетический центр

обращает интересы в определенном направлении и помогает им держаться этого

направления. В то же время он многого не может сам по себе. Школа необходима.

Магнетический центр не может заменить школы, но может помочь осознать ее

необходимость; он помогает вначале поискам школы, или, если