Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

машину с позиции водородов, с которыми

работают центры, мы увидим, почему высшие центры не могут связаться с низшими.


Для интеллектуального центра нужен водород 48, для двигательного -- водород

24.


Если бы эмоциональный центр работал с водородом 12, его работа связалась бы

с работой высшего эмоционального центра. В тех случаях, когда эмоциональный

центр достигает интенсивности и скорости переживания, которую дает водород 12,

появляется временная связь с высшим эмоциональным центром, и человек испытывает

абсолютно неизвестные до той поры эмоции и впечатления, для описания которых у

него нет ни слов, ни выражений. Но в обыкновенных условиях различие между скоростью

наших обычных эмоций и скоростью высшего эмоционального центра столь велико,

что не может быть никакого соединения, а мы не слышим внутри нас голоса,

которые обращаются к нам и призывают нас из высшего эмоционального

центра.


Высший мыслительный центр, выполняющий работу с водородом 6, еще больше

удален от нас и еще меньше доступен. Связь с ним возможна лишь через высший

эмоциональный центр. Только в описаниях мистических переживании, экстатических

состояний и тому подобного мы находим примеры подобной связи. Эти состояния

случаются на основе религиозных эмоций или, на короткие мгновения, благодаря

применению наркотиков, или в определенных патологических состояниях, таких, как

эпилептические припадки и травматические повреждения мозга, когда нелегко понять,

где причина и где следствие, т. е. является ли патологическое состояние

результатом этой связи или ее причиной.


Если бы мы сумели умышленно, по своей воле, соединить центры обычного

сознания с высшим мыслительным центром, это не принесло бы нам никакой пользы в

нашем настоящем состоянии. В большинстве случаев, когда возникает случайная

связь с высшим мыслительным центром, человек теряет сознание. Его мозг

отказывается вместить поток мыслей, эмоций, образов и идей, который внезапно

врывается в него. И вместо яркой мысли или интенсивной эмоции следствием такой

связи является, напротив, совершенная пустота, состояние бессознательности.

Память удерживает только первый момент, когда поток устремился в ум, и

последний, когда поток быстро шел на убыль и к человеку возвращалось сознание.

Но даже эти мгновения так полны необычайными оттенками и красками, что никакие

ощущения обыкновенной жизни не могут с ними сравниться. Вот и все, что

остается, как правило, от так называемых мистических или экстатических переживаний,

которые представляют временное соединение с высшим центром. Лишь в

исключительных случаях бывает так, что более подготовленный ум успевает что-то

ухватить и удержать в памяти из того, что человек почувствовал и постиг в

момент экстаза. Но даже в этих случаях интеллектуальный, двигательный и

эмоциональный центры запоминают и передают все по-своему, переводя во всех

отношениях новые и не испытанные ощущения на язык заурядных, повседневных

ощущений. В трехмерных формах мира они передают вещи, которые стоят вне

пределов этих измерений; в этом случае, безусловно, всецело искажается всякий

след того, что остается в памяти от этих необыкновенных переживаний. Наши

обычные центры, когда они передают впечатления высших центров, можно сравнить

со слепым, описывающим цвета, или с глухим, рассуждающим о музыке.


Для установления постоянной и правильной связи между низшими и высшими

центрами, необходимо отрегулировать и ускорить работу низших центров.


Более того, как уже говорилось, низшие центры работают неправильно, потому

что то и дело вместо принадлежащих им функций тот или иной берет на себя работу

других центров. Это заметно снижает скорость общей работы машины и делает очень

трудным ускорение деятельности центров. Итак, чтобы отрегулировать и ускорить

работу низших центров, заботой первостепенной важности должно быть освобождение

каждого центра от чужой, не свойственной ему работы, и возвращение его к

собственной работе, которую он может делать лучше любого другого центра.


Много энергии тратится также на такую работу, в которой нет никакой

надобности и которая во всех отношениях вредна, например,