Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

это учитывание.

В действительности учитывание есть отождествление с другими людьми. Это

состояние, в котором человек постоянно заботится о том, что другие о нем

думают; отдают ли они ему должное, достаточно ли восхищаются им и т. д. и т. п.

Учитывание играет очень важную роль в жизни каждого, но у некоторых людей оно

становится одержимостью. Вся их жизнь заполнена тем, что они учитывают,

принимают во внимание, т. е. беспокоятся, сомневаются, подозревают, и ничему

другому не остается места.


Миф о 'комплексе неполноценности' и прочих 'комплексах' обязан своим

возникновением смутно угадываемым, но не осознанным феноменам отождествления и

учитывания.


Требуется наблюдать их самым серьезным образом. Только полное знание о них

может ослабить их. Если у себя человек их не видит, то легко обнаруживает у других.

Но необходимо помнить, что сам он никоим образом от других не отличается. В

этом смысле все люди равны.


Возвращаясь к тому, что говорилось ранее, нам нужно постараться понять самым

ясным образом, как должно начинаться развитие человека и как самопознание может

помочь этому началу.


Мы уже сталкивались с трудностями, обусловленными нашим языком. Например, мы

хотим говорить о человеке с точки зрения эволюции. Но слово 'человек' в обычном

языке не допускает никаких разновидностей или градаций. Тот, кто никогда не был

сознателен и никогда об этом не подозревал; ведущий борьбу, чтобы стать

сознательным: полностью сознательный -- все это 'человек' на нашем языке, всегда

и в любом случае. Чтобы избежать трудностей и помочь учащемуся классифицировать

новые идеи, система дает подразделение на семь категории людей.


Первые три категории принадлежат практически одному и тому же уровню.


Человек No 1 -- это человек, у которого двигательный и

инстинктивный центры доминируют над интеллектуальным и эмоциональным центрами, т.

е. Физический человек.


Человек No 2 -- это человек, у которого эмоциональный центр

господствует над интеллектуальным, двигательным и инстинктивным, Человек

Эмоциональный.


Человек No 3 -- это человек, у которого интеллектуальный

центр преобладает над эмоциональным, двигательным и инстинктивным. Человек

Интеллектуальны и.


В обычной жизни мы встречаемся только с этими тремя категориями людей.

Каждый из нас и все нам известные люди принадлежат к No 1, No 2, или No 3. Имеются

высшие категории, но люди не принадлежат от рождения к этим высшим категориям.

Все они рождаются под No 1, No 2 пли No 3 и способны достичь высших категории

только посредством школ.


Человек No 4, как таковой не рождается. Он является

продуктом школьной работы. Он отличается от No 1, 2, 3 своим знанием себя

самого, пониманием своего положения и, если выразиться технически, обретением

постоянного центра тяжести. Под последним я имею в виду, что идея достижения

постоянного 'Я' и воли, т. е. идея саморазвития уже стала для него важнее всех

прочих интересов.


Нужно добавить их характеристике человека No 4, что у него более

сбалансированные функции и центры, причем таким образом, как их никогда не

удается сбалансировать без работы над собой согласно принципам и методам школы.


Человек No 5 -- это человек, который обрел единство и самосознание.

Он отличается от обычного человека, поскольку у него работает один из высших

центров, у него имеются многие функции и силы, каковыми обычный человек -- No 1,

2 и 3 -- не располагает.


Человек No 6 -- это человек, достигший объективного

сознания. У него работает другой высший центр. Он обладает многочисленными

новыми способностями и силами, лежащими за пределами понимания обычного

человека.


Человек No 7 -- это человек, достигший всего того, чего

вообще может достигнуть человек. У него постоянное 'Я' и свободная

воля. Он способен контролировать все состояния своего сознания, и он уже не

может утратить чего-либо из им обретенного. Согласно иному способу описания, он

бессмертен в пределах Солнечной системы.


Понимание такого подразделения на семь категорий очень важно, поскольку оно

имеет очень