Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

опыта будет следующим: человек себя

не осознает. Иллюзия самосознания создается памятью и процессом

мышления.


Например, человек идет в театр. Если он к тому привычен, то он не обращает

особого внимания на то, что он в театре, хотя он может видеть и наблюдать вещи,

получает удовольствие от постановки (или не получает), запоминает ее, помнит о

встреченных им людях и т. д.


Когда он возвращается домой, он помнит, что был в театре, и, конечно,

думает, что был в сознании, пока он там был. Так что у него нет сомнений в

своем сознании и он не понимает того, что его сознание может полностью

отсутствовать в то самое время, как он разумно действует, думает, наблюдает.


Для общего обзора достаточно упомянуть четыре возможных для человека

состояния сознания: сон. бодрствование, самосознание и объективное сознание.

Но при наличии возможности этих четырех состояний сознания в действительности

человек живет только в двух состояниях. Одну часть своей жизни он проводит во

сне, другую -- в состоянии, именуемом им 'бодрствованием', хотя на деле это

бодрствование очень мало отличается от сна.


В обычной жизни человек ничего не знает об 'объективном сознании', никакие

эксперименты здесь невозможны. Третье состояние -- 'самосознание' приписывается

человеком самому себе, т. е. он верит, что им обладает, хотя в действительности

он может осознавать себя лишь крайне редкими вспышками и даже тогда скорее

всего сам не распознает его, так как он не знает, что означало бы подобное

состояние, если бы он мог действительно владеть им. Эти проблески сознания

приходят в исключительные моменты, в высшей степени эмоциональных состояниях, в

моменты опасности, в совершенно новых и неожиданных обстоятельствах и

ситуациях; либо иногда в самые заурядные моменты, когда ничего особенного не

происходит. Но и в таком ординарном, или 'нормальном', состоянии человек не

имеет над ними какого бы то ни было контроля.


Что касается нашей обычной памяти или моментов воспоминания, то мы в

действительности помним только осознаваемые моменты, хотя этого-то мы и

не понимаем. Техническое значение памяти и различные виды памяти, которыми мы

обладаем, будут разъяснены мною позже. Пока что я просто хотел бы обратить ваше

внимание на собственные наблюдения относительно вашей памяти. Вы заметите, что

вы по-разному помните о вещах. Одни вещи вы помните живо, другие лишь очень

смутно, а некоторые не помните вообще. Вы только знаете, что они случались.


Вы очень удивитесь, если осознаете, сколь мало вы в действительности

помните. Происходит это потому, что вы помните только те моменты,

когда вы были в сознании.


Так что касательно третьего состояния сознания мы можем сказать, что

у человека имеются случайные моменты самосознания, оставляющие ему живые

воспоминания о сопровождающих эти моменты обстоятельствах, но у него нет над

ними власти. Они приходят и уходят сами собой, находясь под контролем внешних

обстоятельств и случайных ассоциаций либо воспоминаний об эмоциях.


Возникает вопрос: возможно ли обрести власть над этими текучими мгновениями

сознания, чтобы пробуждались они чаще, сохранялись дольше или даже сделались

постоянными? Другими словами, возможно ли стать сознательным?


Это самое главное, и требуется понять в начале нашего поиска, что этот

вопрос полностью игнорируется всеми современными психологическими школами без

исключения. Ибо с помощью правильных методов и усилий человек может

обрести контроль над сознанием, он может стать осознающим себя,

со всем тем, что это может означать. И мы даже не представляем себе в нашем

нынешнем состоянии все, что это может означать. Только после того, как этот

момент нами осмыслен, становится возможным серьезное изучение психологии.


Это изучение должно начаться с исследования препятствий сознанию в нас

самих, поскольку сознание может начать свой рост только при удалении хотя бы

части этих препятствий.


В следующих лекциях я расскажу об этих препятствиях, величайшим из которых

является наше невежество относительно самих, себя и наше ложное

убеждение, будто мы сами себя хоть в какой-то