Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

много применений во всевозможных видах изучения человеческой

деятельности. Оно дает в руки тех, кто ведает, очень сильный и точнейший

инструмент или орудие определения проявлений, каковые невозможно определить без

него.


Возьмите, например, общие представления о религии, искусстве, науке и

философии. Начиная с религии мы сразу видим, чем будет религия для человека No

1, -- все формы фетишизма, как бы они ни назывались; религия человека No 2 -- это

эмоциональная сентиментальная религия, переходящая иной раз в фанатизм,

грубейшие формы нетерпимости, преследования еретиков и т. д.; религия человека

No 3 -- это теоретическая, схоластическая религия, исполненная аргументов по

поводу слов, форм, ритуалов, которые делаются важнее всего остального; религия

No 4 -- это религия человека, работающего над саморазвитием; религия человека No 5

-- это религия человека, достигшего единства, видящего и знающего множество

вещей, которых человек No 1, 2 и 3 не видит и не знает; затем следует религия

человека No 6 и человека No 7, о которой мы ничего не можем знать.


Те же градации применимы к искусству, науке и философии. Должны существовать

искусство для человека No 1, 2, 3, наука для человека No 1, 2, 3, 4 и т. д. Вы

должны сами попытаться найти для себя примеры.


Подобное расширение и уточнение понятий значительно улучшает наши

возможности найти правильное решение для многих наших проблем.


А это значит, что система дает нам возможность изучения нового языка,

нового для нас, который соединит для нас идеи, относящиеся к различным

категориям, но которые в действительности едины, и различить идеи, по виду

принадлежащие одной и той же категории, но различные в действительности.

Разделение слова 'человек' на семь слов -- человек No 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 --

вместе со всем, что из этого следует, представляет пример этого нового языка.


Это даст нам четвертое определение психологии как изучение нового языка.

Этот новый язык является универсальным языком, который люди иной раз

пытаются найти или изобрести.


Выражения 'универсальный язык' или 'философский язык' не нужно понимать как

метафоры. Язык универсален в том же смысле, в каком универсальны математические

символы. Он включает в себя помимо этого все то, что мыслится людьми. Даже те

несколько слов этого языка, которые были объяснены, дают вам возможность более

точных мышления и речи, чем на обычном языке, со всеми существующими в нем

научными и философскими терминологиями.


 


 


ТРЕТЬЯ

ЛЕКЦИЯ


Человек -- это машина. -- Работа центров. --

Неправильная работа центров. -- Ложная идея о нашем единстве. -- Почему

человеческая машина работает ниже своего нормального стандарта. -- Возможность

развития человека. -- Условия развития. -- Что человек должен понять прежде

всего. -- Необходимость школы. -- Быстрое исчезновение школ. -- Идеи 'Законов

Мину'. -- Подготовка человека к школьной работе. -- Влияния двух видов, под

которыми живет человек. -- Разные результаты разных влияний. -- Образование

'магнетического центра'. -- Новые возможности человека, открывающиеся благодаря

магнетическому центру. -- Три линчи школьной работы. -- Изучение школьного языки.

-- Впечатления и 'материал центров'. -- Почему человек не видит и не слышит в

состоянии отождествления.


Идея о том, что человек есть машина, не нова. Это и в самом деле единственно

возможная научная точка зрения, т. е. основанная на эксперименте и наблюдении.

Очень хорошее определение механичности человека было дано так называемой

'психофизиологией' второй половины XIX в.


На человека смотрели так, словно он не способен на какое бы то ни было

движение без получения впечатлений извне. Ученые того времени утверждали, что

стоит лишить человека с рождения всех внешних и внутренних впечатлений и все же

сохранить ему жизнь, он не будет способен совершить и малейшего движения.


Такой эксперимент, конечно же, невозможен даже с животными, поскольку

процессы поддержания жизни -- дыхание, питание и т. д. производят всякого рода

впечатления, дающие толчок сначала различным