Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

господствующей позиции, занятие низшей, каковая ей по праву принадлежит.


Ложность положений, занимаемых друг относительно друга сущностью и

личностью, определяет нынешнее негармоничное состояние человека. А единственным

путем преодоления его является самопознание.


Познай самого себя -- таков был первый принцип и первое требование

древних психологических школ. Мы запомнили эти слова, но утратили их смысл. Мы

думаем, будто познать самого себя означает узнать наши особенности,

желания, вкусы, способности и интенции, тогда как в действительности это значит

знание себя самих как машин, т. е. знание структуры своей

собственной машины, се частей, функций различных частей,

условий их работы и т. д. Мы в самом общем виде признаем, что не знаем машины,

пока не изучили се. Это нам нужно помнить и относительно самих себя. Мы должны

изучать свою машину как машину. Это значит что изучение есть самонаблюдение.

Иного пути нет, и никто не выполнит за нас этой работы. Мы должны проделать ее

сами. Но перед нею нам нужно научиться тому, как нам наблюдать. Я имею в виду

то, что нужно понять техническую сторону наблюдения. Требуется знать о

необходимости наблюдения различных функций и проводить различие между

ними, помня в то же самое время о различных состояниях сознания, о нашем

сне и о множестве 'Я' в нас самих.


Такого рода наблюдения очень скоро дадут результаты. В первую очередь

человек заметит, что он далеко не на все в самом себе способен смотреть непредвзято.

Одно ему нравится, другое досаждает, раздражает, и даже приводит в ужас. Иначе

и быть не может. Человек не может изучать себя наподобие далекой звезды или как

забавное ископаемое. Вполне естественно, ему будет нравиться то, что помогает

его развитию, не нравиться то, что затрудняет его или даже делает невозможным.

Это значит, что очень скоро он начнет различать полезные и вредные черты

-- полезные и вредные с точки зрения возможного самопознания, возможного

пробуждения, возможного развития. Он увидит такие свои стороны, которые могут

стать сознательными, и стороны, которые сознательными стать не могут, а

потому должны быть устранены. Наблюдая себя самого, он должен всегда

помнить, что его изучение себя самого есть первый шаг к его возможной эволюции.


Теперь нам нужно рассмотреть эти вредные черты, которые человек в себе

находит.


Вообще говоря, все они являются механическими явлениями. Первое, как уже

было сказано, это ложь. Ложь неизбежна в механической жизни. Никому не

дано избежать ее, и чем больше кому-то кажется, что он свободен ото лжи, тем

больше он в ней погряз. Жизнь, как таковая, не существует без лжи. Но

психологически ложь имеет иной смысл. Она означает утверждение о том, чего

не знаешь и знать не можешь, так, словно знаешь и можешь знать.


Вы должны понять, что я говорю не с какой бы то ни было моральной точки

зрения. Мы не дошли до вопроса, что является хорошим, а что плохим, само по

себе. Я говорю с точки зрения практической -- что полезно и что вредно для

самопознания и саморазвития.


Начав с этого, человек очень скоро обучается различать признаки, по которым

он может знать свои вредные проявления. Он открывает, что чем больше он

контролирует то или иное проявление, тем менее вредным оно является, и чем

меньше он его контролирует, тем механичнее оно может быть и вреднее.


Когда человек это понимает, он начинает опасаться лжи, и не по моральным

основаниям, а по тем, что свою ложь он не контролирует, что это ложь

устанавливает над ним контроль, т. е. над всеми другими его функциями.


Вторая опасная черта, находимая им у себя, это воображение. Очень

часто, начав наблюдение над собой, он приходит к выводу, что главной помехой

наблюдению является воображение. Он хочет наблюдать за чем-то, а вместо этого

начинается воображение по поводу этого самого предмета, и он забывает о

наблюдении. Очень скоро он приходит к сознанию того, что люди приписывают слову

'воображение' совершенно искусственное и незаслуженное значение творческой

или избирательной способности. Он сознает, что воображение

представляет собой разрушительную способность,