Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

совершенно отличен от

интеллектуального ума.


Изучение частей центров и их специальных функций требует определенного

уровня самовоспоминания. Не помня себя, нельзя достаточно долго наблюдать или

достаточно ясно почувствовать или понять разницу функций, принадлежащих

различным частям различных центров.


Изучение внимания лучше, чем что бы то ни было, показывает части центров, но

изучение внимания опять-таки требует определенной степени Самовоспоминания.


Очень скоро вы осознаете, что вся ваша работа над собою связана с

Самовоспоминанием и что без этого она не может проходить успешно,

Самовоспоминание есть частичное пробуждение или начало пробуждения. Это

естественно -- и должно быть абсолютно ясно -- никакая работа не совершается

во сне.


  










 


КОСМОЛОГИЯ


возможной

эволюции


ЧЕЛОВЕКА


 


Лекции

по космологии


 


 


Публикуемые тексты взяты из рукописей П. Д. Успенского, которыми он

пользовался при чтении лекций. В настоящее время они находятся в библиотеке

Йельского Университета в Соединенных Штатах Америки.


Первые три лекции, представленные в рукописях, обладают характерной

особенностью книг Успенского: глава открывается лаконичным и ясным планом.


Однако последние три лекции идут в рукописях под единым названием 'Четвертая

лекция' и лишены подобного перечня. Но из опыта посещения этих лекций известно,

что они давались как три отдельные лекции. Именно в таком виде они предлагаются

читателю вместе с краткими планами изложения.


 


 


ПЕРВАЯ

ЛЕКЦИЯ


Человек и вселенная


Фундаментальные законы вселенной. -- Закон

трех принципов, или трех сил. -- Необходимость трех сил для возникновения

явления. -- Третья сила. -- Почему мы не видим третью силу? -- Три силы в древних

учениях. -- Творение мира волей Абсолютного. -- Цепь миров, или Луч творения. --

Количество законов в каждом из миров.


Каждая философская система и каждый глубоко мыслящий исследователь на определенном

этапе работы или развития приходит к выводу, что невозможно изучать человека

без изучения вселенной, точно так же как невозможно изучать вселенную, не

изучая человека. Человек -- это подобие мира. Он был создан теми же законами,

которые создали мир в целом. Познавая и понимая себя, человек будет познавать и

понимать весь мир, все законы, которые творят мир и управляют им. В то же

время, изучая мир и законы, которые им управляют, он узнает и поймет законы,

которые руководят самим человеком. В связи с этим следует отметить, что

некоторые законы легче понять и усвоить, благодаря изучению объективного мира,

тогда как другие можно понять только, изучая себя. Следовательно, изучение мира

должно идти параллельно изучению человека, и одно будет помогать другому.


В отношении понятия 'мир' необходимо с самого начала уяснить, что существуют

многие миры и мы живем не в одном мире, а в нескольких. Это нелегко принять,

так как в обычном языке слово мир употребляется в единственном числе. Форма

множественного числа -- 'миры' -- употребляется только для того, чтобы

подчеркнуть ту же мысль или выразить представление о разных мирах, существующих

параллельно. В нашем языке нет идеи миров, которые содержатся один в другом. И

все же идея того, что мы живем в разных мирах, означает как раз миры,

содержащиеся один в другом, миры, с которыми мы состоим в различных отношениях.


Если мы хотим ответить на вопрос 'что такое мир или миры, в которых мы

живем', мы должны сперва спросить себя, что мы называем ближайшим к нам миром,

миром для нас в самом непосредственном отношении.


Мы, определенно, должны ответить, что название 'мир' мы даем миру людей,

человечеству, частью которого мы являемся. Но человечество в то же время -- это

неотделимая часть органической жизни на Земле, а значит, правильнее будет

сказать, что ближайший к нам мир -- органическая жизнь на Земле, мир