Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

ими эффекта лежат многочисленные сложные процессы. Любое

вещество, поступающее через рот в тело, как бы подвергается анализу,

испытывается различными путями, а затем либо принимается, либо отвергается. И

все это происходит за секунду или даже меньше. Это чудо, но в то же время тут

нет никакого чуда. Поскольку, зная о разнице в скорости центров и памятуя, что

в данном случае работает инстинктивный центр, обладающий скоростью в 30000 раз

большей, чем у интеллектуального, служащего для измерения времени, нам

становится понятно, как это происходит. Это значит, что у инстинктивного центра

для работы была не одна секунда, а около восьми часов своего собственного

времени, а за восемь часов эту работу вполне можно сделать без какой-либо

ненужной спешки, в обычной лаборатории. Так что наше представление о

необычайной скорости является чистейшей иллюзией, возникающей у нас потому, что

мы полагаем наше обычное время, время интеллектуального центра, единственно

существующим.


К этому мы еще вернемся при изучении разницы скоростей центров.


Теперь мы должны попытаться понять другую особенность центров, которая даст

нам в дальнейшем очень хороший материал для наблюдения и работы над собой.


Предполагается, что каждый центр подразделяется на две части, положительную

и отрицательную. Это разделение особенно ясно в интеллектуальном и

инстинктивном центрах.


Вся работа интеллектуального центра разделяется на две части: утверждение

и отрицание; да и нет. В каждый момент нашего

мышления перевешивает одно или другое, либо на мгновение они равны по силе в

состоянии нерешительности. Отрицательная часть интеллектуального центра столь

же полезна, как и положительная, и всякое уменьшение силы одной из них в

отношении другой ведет к умственным нарушениям.


В работе инстинктивного центра подразделение также совершенно ясно, и обе

части, положительная и отрицательная, или приятная и неприятная, в равной мере

необходимы для правильной ориентации в жизни.


Приятные ощущения вкуса, запаха, осязания, температуры, теплоты, холода,

свежего воздуха -- все они указывают на благоприятные условия для жизни;

неприятные ощущения дурного вкуса и запаха, неприятные прикосновения, чувства

подавляющей жары или крайнего холода -- все они указывают на условия, которые

могут быть опасными для жизни.


Можно со всей определенностью сказать, что без приятных и неприятных

ощущений невозможна подлинная жизненная ориентация. Они являются настоящими

вожатыми всей животной жизни на земле, и всякий дефект в них приводит к утрате

ориентации и вытекающей отсюда угрозе болезни и смерти. Подумайте, как быстро

отравился бы человек, утратив всякое чувство запаха и вкуса, либо в том случае,

если каким-то неестественным путем он победил бы в себе природное отвращение к

неприятным ощущениям.


В двигательном центре разделение на две части, положительную и

отрицательную, имеет только логический смысл: движение противопоставляется покою.

Для практики наблюдении это не имеет значения.


В эмоциональном центре на первый взгляд разделение просто и очевидно. Если

мы примем такие приятные эмоции, как радость, симпатия, привязанность,

уверенность в себе, за принадлежащие к положительной части, а к отрицательной

отнесем такие неприятные эмоции, как скука, раздражение, ревность, зависть,

страх, то все действительно очень просто. Но в действительности все значительно

сложнее.


Прежде всего, в эмоциональном центре нет естественной отрицательной части.

Большинство отрицательных эмоции искусственны; они не принадлежат

эмоциональному центру, как таковому, и основаны на инстинктивных эмоциях,

которые с ними совсем не связаны, но трансформируются посредством воображения и

отождествления. В этом подлинное значение теории Джеймса--Ланге, свое время

хорошо известной. Они настаивали на том, что все эмоции на самом деле суть

ощущения изменений во внутренних органах тканях; эти изменения предшествуют

ощущениям и являются их причиной. Это в действительности значит, что внешние

события и внутренние представления не вызывают эмоции. Внешние события и

внутренние