Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

проблески, нам нужно понять, что сами собой

они не приходят, они требуют волевого действия. Это значит, что

частота и длительность моментов самосознания зависят от нашей власти над нами

самими. Так что это значит, что сознание и воля -- это почти одно и то же либо,

во всяком случае, два выражения одного и того же.


Здесь требуется понять, что первым препятствием на пути к развитию

самосознания в человеке является его убеждение в том, что он уже обладает

самосознанием либо по крайней мере может иметь его в любое время по

собственному желанию. Очень трудно убедить человека в том, что он не сознателен

и не может стать сознательным по своему желанию. Это особенно трудно, потому

что природа показывает нам здесь очень забавный фокус.


Если вы спросите человека, сознателен ли он, либо если вы ему скажете, что

он несознателен, он ответит, что он сознателен, и что утверждать обратное

абсурдно, -- он ведь вас слышит и понимает.


И он будет совершенно прав, хотя в то же самое время совершенно не прав.

Это трюк природы. Он будет прав, потому что ваш вопрос или замечание на

мгновение сделали его смутно сознательным. В следующую секунду сознание

испарится. Но он запомнит сказанное вами и свой ответ, и он конечна же будет

считать себя сознательным.


В действительности обретение самосознания означает долгий и тяжелый труд.

Как согласиться человеку на такой труд, если он полагает, что уже владеет тем,

что обещано ему в результате долгой и тяжелой работы? Естественно, он не начнет

этой работы и не будет считать ее необходимой, пока не убедится в том, что он

не владеет ни самосознанием, ни всем тем, что с ним связано, т.

е. единством или индвидуальностью, постоянным 'Я' и волей.


Это подводит нас к вопросу о школах, поскольку методы развития самосознания,

единства, постоянного 'Я' и воли могут быть даны только особого рода

школами. Это нужно ясно понять. На уровне относительного сознания человек

не может сим обнаружить эти методы; и эти методы невозможно описать

в книге или преподать в обычных школах по той простой причине, что для

различных людей они различны, что здесь нет универсального метода, равно ко

всем применимого.


Другими словами, это означает, что люди, пожелавшие изменить состояние

своего сознания, нуждаются в школе. Но сначала ему нужно осознать свою нужду.

Пока они думают, будто могут что-то сделать сами, они не сумеют воспользоваться

школой, даже если найдут ее. Школы существуют только для тех, кто в них

нуждаются и кто знает, что нуждается в них.


Идея школы, изучение школьных принципов и методов занимает очень важное

место в исследовании той психологии, которая связана с идеей эволюции, потому

что без школы нет и эволюции. Человек не может даже начать, потому что он не

знает как; еще меньше он может следовать дальше и чего-то добиваться.


Это значит, что, избавившись от первоначальной иллюзии, будто мы уже имеем

все, что только возможно, следует избавиться и от второй иллюзии, будто мы

можем добиться чего-нибудь сами, потому что сам человек ничего не может.


Эти лекции -- не школа, даже не начало школы. Школа требует совсем иной, куда

более напряженной работы. Но в этих лекциях я могу преподать тем, кто готов

слушать, несколько идеи о том, как работают школы и как их найти.


Я дал ранее два определения психологии.


Во-первых, я сказал, что психология есть изучение возможной эволюции

человека; во-вторых, что психология есть изучение самого себя.


Я имел в виду, что лишь психология, исследующая эволюцию человека,

заслуживает изучения, а психология, занятая только одной единственной стадией,

не подозревающая о других, очевидно является неполной и лишена всякой ценности,

даже в чисто научном смысле, т. е. с точки зрения эксперимента и наблюдения.

Стадия, изучаемая обычной психологией, в действительности не существует как

нечто обособленное и содержит в себе много подразделений, ведущих от низших фаз

развития к высшим. Более того, тот же эксперимент и наблюдение показывают, что

психологии нельзя научиться, так же как и любой другой науке, вне прямой связи

с самим