Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

отождествиться с собственными усилиями.

Основанием должно быть понимание того факта, что мы не помним себя, но что в то

же самое время мы в силах себя вспомнить, если мы приложим достаточные

усилия и правильным образом.


Мы не можем стать сознательными усилием воли, как только нам захочется, так

как у нас нет власти над состояниями сознания Но мы можем на короткое время вспомнить

себя усилием воли. поскольку над нашими мыслями мы располагаем известным

контролем. И если мы начнем вспоминать себя при помощи особого способа

мышления, т. е. осознавая, что мы не помним себя, что никто себя не помнит, и

понимая все, что это означает, тогда это приведет нас к сознанию.


Вы должны помнить, что нами найдено слабое место в стенах механичности.

Таково знание о том, что мы себя не помним, и осознание того, что мы можем

постараться помнить себя. Вплоть до этого момента нашей задачей было только

изучение себя. Теперь вместе с пониманием необходимости действительных в нас

изменении начинается работа.


В дальнейшем вы узнаете, что практика самовоспоминания, связанная с

самонаблюдением и с борьбою против воображения, имеет не только психологическое

значение. Она изменяет также тончайшие стороны нашего метаболизма и производит

определенные химические, лучше было сказать, алхимические последствия в нашем

теле. Так что от психологии сегодня мы пришли к алхимии, т. е. к идее

трансформации грубых элементов в более тонкие.


 


 


ПЯТАЯ

ЛЕКЦИЯ


Две линии развития человека: знание и

бытие. -- Забытая в современной мысли идея. -- Что значит понимание? -- Пример с

серебряным рублем. -- Что люди часто понимают под пониманием. -- Возможно ли

понимать и не соглашаться? -- Возможны ли разные понимания одного и того же? --

Как понимают вещи люди с разным уровнем понимания. -- Внутренний и внешний круги

человечества. -- Подразделения во внутреннем круге. -- Внешний круг -- круг, где

люди не понимают друг друга. -- Возможность понимания зависит от проникновения

во внутренний круг. -- Язык внутреннего круга. -- Можно ли видеть бытие другого

человека? -- Дальнейшее рассмотрение центров. -- Деление каждого центра на три

части: механическую, эмоциональную и интеллектуальную. -- Изучение внимания. --

Формирующее мышление. -- Интеллектуальные части центров. -- Что происходит, когда

человек начинает помнить себя.


Относительно изучения возможного развития человека я должен сделать очень

важное утверждение.


У человека есть две стороны, требующие развития, иначе говоря, имеются две

линии возможного совершенствования, которые должны развиваться одновременно.

Эти две стороны человека или две линии возможного развития суть знание

и бытие.


Я уже неоднократно говорил о необходимости развития знания, в особенности

знания себя, поскольку одной из самых типичных черт нынешнего состояния

человека является то, что он себя не знает.


Как правило, люди понимают идеи о различных уровнях знания, идею

относительности знания и необходимости совершенно нового знания.


То, чего они по большей части не понимают, это идеи бытия, как

чего-то совершенно отдельного от знания; и далее идеи об относительности бытия,

возможности различных уровней бытия и необходимости развития бытия отдельно от

развития знания.


Русский философ Владимир Соловьев использовал термин 'бытие' в своих

работах, говоря о бытии камня, бытии растения, бытии животного, бытии человека

и о божественном бытии.


Это лучше, чем обычное понятие бытия, поскольку обычно бытие человека

рассматривается так, словно оно ничем не отличается от бытия камня, растения

или животного. С обычной точки зрения камень, растение или животное есть

или существуют, точно так же как человек есть или существует.

В действительности они существуют совсем по-разному. Но подразделение Соловьева

недостаточно. Такой вещи, как бытие человека, нет. Люди для этого

слишком различны. Я уже объяснял, что с точки зрения изучаемой нами системы

понятие человека подразделяется на семь понятий: человек No 1, No 2, No 3, No 4, No

5, No