Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

бы в наше новое существо и стали постоянными. А это

означало бы, что от них нам навеки не освободиться. К счастью для нас, такое

случиться не может.


Единственное, что хорошо в нашем нынешнем состоянии, это отсутствие

постоянства чего бы то ни было. Если бы что-нибудь из нашего нынешнего

состояния сделалось постоянным, это означало бы безумие. Только у сумасшедших

есть постоянное Эго.


Между прочим, этот факт избавляет нас от еще одного ложного термина,

проникшего в язык сегодняшней психологии из так называемого психоанализа: я

имею в виду слово 'комплекс'. В нашем психологическом устройстве нет ничего,

что соответствовало бы идее 'комплекса'. В психиатрии XIX в. то, что сегодня

именуется 'комплексом', называлось 'навязчивой идеей', а последняя

рассматривалась как признак безумия. И это остается совершенно верным.


У нормального человека нет 'навязчивых идей', 'комплексов' или

'пристрастий'. Полезно об этом помнить, если кто-нибудь попытается найти у вас

комплексы. У нас и так предостаточно дурных черт и наши шансы достаточно малы и

без всяких комплексов.


Возвращаясь теперь к вопросу о работе над собой, мы должны спросить, каковы

все-таки наши шансы. Нам нужно открыть у себя функции и проявления, которые мы,

в известной степени, можем контролировать, и нам нужно упражняться в этом

контроле, Стремясь, насколько это возможно, увеличить его. Например, у Нас есть

определенный контроль за нашими движениями, и во многих школах, особенно на

Востоке, работа над собой начинается с достижения сколь возможно полного

контроля над движениями. Но это требует специальной тренировки, очень большого

времени, обучения сложной системе упражнений. В условиях современной жизни у

нас имеется больший контроль над нашими мыслями и в соответствии с этим есть

специальный метод, посредством которого мы можем вести работу по развитию

нашего сознания, используя самый послушный нашей воле инструмент, а именно наш ум,

или интеллектуальный центр.


Для большей ясности постарайтесь припомнить, что над сознанием у нас нет

никакого контроля. Когда я говорил, что мы можем стать более сознательными, что

человек может на мгновение стать сознательным, если просто спросить у него,

сознателен он или нет, я использовал слова 'сознательный' и 'сознание' в

относительном смысле. Есть множество уровней сознания, и каждый более высокий

уровень означает 'сознательность' в отношении к низшему уровню. Но если над

самим сознанием у нас нет контроля, то мы располагаем известным контролем над

нашим мышлением по поводу сознания, и мы можем так строить наше мышление, чтобы

приводить к сознанию. Я имею в виду следующее: придавая нашим мыслям

направление, которое они имели бы в момент сознания, мы можем тем самым

стимулировать сознание.


Теперь попытайтесь мысленно оформить то, что вы заметили, когда старались

наблюдать за собой.


Вы заметили три вещи. Во-первых, что вы себя не помните, т.

е. вы не отдаете себе отчета о самих себе, когда стараетесь за собой наблюдать.

Во-вторых, наблюдение затрудняется непрерывным потоком мыслен, образов, эхом

прошлых разговоров, отрывками эмоции, текущих сквозь наш ум и очень часто

отвлекающих внимание от наблюдения. И в-третьих, что в то самое мгновение, как

вы начали наблюдение над собой, что-то включает в вас воображение, и

самонаблюдение, если бы действительно пытаетесь осуществить сто, представляет

постоянную борьбу с воображением,


Теперь укажем главный пункт работы над собой. Если кто-то понимает, что все

трудности в работе зависят от того, что он не может помнить себя, то он

уже знает, что он должен делать.


Он должен пытаться помнить себя.


Для этого нужно вести борьбу с механическими мыслями и воображением.


Если она ведется добросовестно и упорно, то результаты будут налицо в

сравнительно краткое время. Но не нужно думать, будто это легкое дело и можно

сразу овладеть этой практикой.


Самовоспоминание, так называется эта практика, вещь очень трудная,

научиться применять ее нелегко. Самовоспоминание не должно основываться на

ожидаемых результатах, иначе можно