Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

как правило, используются в ложном

значении, а очень часто вообще без всякого смысла. В частности, инстинкту

обычно приписываются внешние функции, которые в действительности принадлежат

двигательной (а иногда и эмоциональной) функциям.


Инстинктивная функция, у человека включает в себя четыре различных

класса функций:


Первый. Вся внутренняя работа организма, вся, так сказать,

физиология; переваривание и усвоение пищи, дыхание, циркуляция крови,

вся работа внутренних органов, построение новых клеток, удаление отработанного

материала, работа желез внутренней секреции и т. д.


Второй. Так называемые пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус.

осязание, а также все другие чувства, такие, как чувства тяжести, температуры,

сухости или влажности и т. д., иначе говоря, все безразличные ощущения. --

ощущения, которые сами по себе не вызывают ни удовольствия, ни неудовольствия.


Третий. Все телесные эмоции, т. е. всякие физические ощущения,

которые либо приятны, либо неприятны. Это разного рода чувства боли или

неудовольствия, скажем неприятного запаха или вкуса, и всякого рода физические

удовольствия, такие, как приятный вкус, запах и т. д.


Четвертый. Все рефлексы, даже самые сложные, такие, как смех,

зевота: любого рода физическая память -- память о вкусе, запахе, боли,

являющаяся в действительности просто внутренним рефлексом.


Двигательная функция включает в себя все внешние движения, такие, как

ходьба, письмо, речь, принятие пищи и память о них. К двигательной функции

относятся также те движения, которые на обычном языке называются

'инстинктивными', такие, например, как при ловле падающего предмета без всякого

мышления.


Разница между инстинктивной и двигательной функциями совершенно ясна и может

быть легко понята, если только припомнить, что все без исключения инстинктивные

функции являются врожденными и нет никакой нужды им учиться для использования,

в то время как ни одна из двигательных функций врожденной не является и всем им

требуется учиться, подобно тому, как ребенок учится ходить или некто учится

писать или рисовать.


Помимо этих нормальных двигательных функций существуют также некоторые

странные двигательные функции, которые представляют собой бесполезную работу

человеческой машины, каковые не входили в намерения природы, но которые

занимают весьма значительное место в человеческой жизни и отнимают у него

огромное количество энергии. К таковым можно отнести сновидения, воображение,

грезы наяву, разговоры с самим собой и всякого рода болтовню ради болтовни и

вообще все неконтролируемые и не поддающиеся контролю проявления этой

функции.


Четыре функции -- интеллектуальная, эмоциональная, инстинктивная и

двигательная -- сначала должны быть поняты во всех своих проявлениях, и только

потом они должны наблюдаться сами по себе. Такое самонаблюдение, т. е.

наблюдение на правильном основании, с предварительным пониманием состояний

сознания и различных функций составляет основу изучения самого себя. Иначе говоря,

это начала психологии.


Очень важно помнить, что при наблюдении различных функций полезно наблюдать

в то же самое время их отношение к различным состояниям сознания. Возьмем три

состояния сознания -- сон, бодрствование и возможные проблески самосознания -- и

четыре функции -- мышление, чувство, инстинктивную и двигательную. Все четыре

функции могут проявляться во сне, но тут их проявления отрывочны и ненадежны.

Их никак нельзя использовать, они просто сами собой происходят. В состоянии

бодрствования или относительного сознания они до известной степени могут

служить нам ориентирами. Результаты их сравниваются, проверяются, выправляются,

и хотя ими создается немало иллюзий, все же в обычном нашем состоянии ничего

другого у нас нет, и мы должны пользоваться ими, насколько возможно. Если бы мы

знали число ложных наблюдений, ложных теорий, ложных выводов и заключений, что

делаются в этом состоянии, то вовсе перестали бы себе верить. Но людям

неведомо, насколько ложными могут быть их наблюдения и теории, и они продолжают

в них верить. Именно это отвлекает людей от