Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

собою. Учиться психологии нужно, начиная с самого себя.


Соединив эти два положения -- первое, что мы можем знать о следующей стадии

эволюции человека, т. е. обретении сознания, внутреннего единства, постоянного

Эго, воли, и второе, определенный материал, который мы можем получить из

наблюдения за собой, т. е. осознание отсутствия у нас многих сил и

способностей, которые мы себе приписываем, -- мы приходим к новой трудности в

понимании смысла психологии и к необходимости нового ее определения.


Два данных ранее определения недостаточны, поскольку человек сам не знает,

какого рода эволюция для него возможна, не видит, где он на данный момент

находится, и приписывает себе черты, принадлежащие лишь высшим стадиям

эволюции. Действительно, он не может изучать себя, будучи не в силах различать

между воображаемым и реальным в себе самом. Что значит ложь?


В обычном языке ложь -- это искажение, либо, в некоторых случаях, сокрытие

истины (или того, что люди считают истиной). Ложь такого рода играет очень

важную роль в жизни, но имеются куда худшие формы лжи, когда люди сами не

знают, что лгут. На прошлой лекции я говорил, что в нашем нынешнем состоянии

истина нам неизвестна и что познать истину можно только в состоянии

объективного сознания. Как же тогда возможна ложь? Кажется, что тут есть

противоречие, но в действительности его нет. Мы не можем знать истину, но можем

притязать на то, что знаем. А это и есть ложь. Ложь заполняет всю нашу

жизнь. Люди притворяются знающими о самых разных вещах: о Боге, будущей жизни,

Вселенной, о происхождении человека, об эволюции, обо всем, но в

действительности они ничего не знают, даже о самих себе. И всякий раз, когда

они говорят о том, о чем не знают, как будто знают это, они лгут.

Следовательно, изучение лжи становится важнейшим делом психологии.


Это может подвести нас к третьему определению психологии: психология есть

изучение лжи.


Психология занята в особенности той ложью, которая говорится и думается

людьми о себе самих. Эта ложь делает изучение человека очень трудным. Человек,

как он есть, не представляет собой что-то подлинное, это имитация чего-то

иного, и очень плохая имитация.


Вообразите себе ученого на какой-нибудь отдаленной планете, получившего с

Земли образцы искусственных цветов, который ничего не знал о действительных

цветах. Ему будет необычайно сложно определить их, объяснить их форму,

цвет, материал, из которого они сделаны, т. е. проволока, хлопок, цветная

бумага, и хоть как-то их классифицировать.


Психология оказывается в сходном положении, когда речь идет о человеке. Она

вынуждена изучать искусственного человека, не зная ничего о настоящем.


Очевидно, что нелегко изучать существо вроде человека, которое само не в

состоянии различить реальное и воображаемое в себе самом. Поэтому психология

начинается с различения реального и воображаемого в человеке.


Изучать человека как целое невозможно, так как человек подразделяется на две

части. Одна из них в некоторых случаях может быть почти полностью реальной,

другая в некоторых случаях может быть почти полностью воображаемой. У

большинства обычных людей эти две части смешаны, и их нелегко отделить Друг от

друга, хотя обе они присутствуют и наделены собственным смыслом и содержанием.


В изучаемой нами системе эти две части называются сущностью и личностью.


Сущность есть врожденное, личность -- приобретенное. Сущность

представляет собственное, а личность -- не собственное. Сущность нельзя

потерять, переменить или повредить столь же легко, как личность. Личность можно

изменить почти полностью, Изменяя обстоятельства; она может быть утрачена или

легко повреждена.


Для описания сущности мне нужно прежде всего сказать, что она является

базисом физического и умственного строения человека.


Например, один по природе хороший моряк, а другой плохой; у одного

музыкальное ухо, у другого нет; у одного способности к языкам, а другой их

лишен. Это -- сущность.


Личность есть все то, что так или иначе б выучено, говоря на

обычном языке, 'сознательно' или 'бессознательно'.