Джозеф О Коннор, Джон Сеймор

Введение в нейролингвистическое программирование (

чаще всего сказываются

ассоциированными. 'Такая модель восприятие времени шляется распространенной

в восточных, в особенности арабских, странах, где люди бизнеса более гибко

относятся к тому, что называется крайний срок, чем на Западе. И это может

сильно раздражать западного бизнесмена. Будущее выглядит очень похожим на

целый ряд 'сейчас'. так что пропадает необходимость действовать

безотлагательно. Ведь существует гораздо больше кадров 'сейчас', из которых

исходит эта срочность.

ЯЗЫК И ВРЕМЯ

Язык воздействует на мозг. Мы реагируем на язык на неосознаваемом

уровне. То, как мы говорим о событиях, программирует нашу репрезентацию этих

событий в вашей голове и, следовательно, нашу реакцию на них. Мы уже

рассматривали некоторые последствия использования в мышлении номинализаций,

универсальных квантификаторов, модальных операторов и других паттернов того

же рода. Не являются исключением и времена глаголов.

Сейчас подумайте о том времени, когда вы гуляли. Вероятно, такая форма

предложения заставит вас представить себе ассоциированную подвижную

картинку. Если я скажу: 'Подумайте о том времени, когда вы совершили

прогулку', - то вы скорее всего создадите диссоциированную неподвижную

картинку. Такой выбор слов удалил из картинки движение. И тем не менее оба

предложения имеют один и тот же смысл, не правда ли?

Теперь подумайте о том будущем времени, когда вы совершите прогулку. И

снова диссоциированная картинка. Сейчас о том, когда вы будете гулять. В

этом случае ваша мысль скорее всего будет ассоциированным фильмом.

Сейчас я собираюсь предложить вам побывать в отдаленном будущем и там

подумать о прошлом событии, которое на самом деле еще не произошло. Слишком

мудрено? Вовсе нет, прочтите следующее предложение:

Подумайте о том времени, когда вы уже совершите прогулку.

Теперь вернитесь в настоящее. Вы воздействуете на других людей и

ориентируете их во времени тем, что вы говорите. Зная об этом, вы получаете

выбор относительно того, как осуществлять это воздействие. Вы не сможете

прекратить делать это. Любая коммуникация оказывает какое-то влияние на

других. Но то ли это влияние, которое вы ждете? Служит ли оно вашим целям?

Представьте себе тревожного пациента, пришедшего на прием к двум

различным терапевтам. Первый говорит: 'Итак, у вас появилось беспокойство?

Именно так вы ощущали себя до сих пор?'

Второй говорит: 'Итак, вы ощущаете беспокойство? Какие вещи будут

вызывать у вас беспокойство?' Первый терапевт диссоциирует пациента от

ощущения беспокойства и помещает это беспокойство в прошлое. Второй же

ассоциирует пациента с этим ощущением и программирует испытывать

беспокойство в будущем. Я знаю, к какому терапевту обратиться.

Это лишь небольшой пример того, как мы воздействуем друг на друга с

помощью языка, даже не осознавая того, каким образом мы это делаем.

И в то время, как вы думаете о том, насколько элегантной и эффективной

может быть ваша коммуникация... и с этими ресурсами вы оборачиваетесь назад

и вспоминаете то, как вы обычно поступали прежде, чем вы изменились... и

какие шаги вы предприняли, чтобы измениться... в то время как вы сидите

здесь и сейчас... с этой книгой в руках.

* Глава 7. КОНФЛИКТ И КОНГРУЭНТНОСТЬ

Все мы живем в одном и том же мире, но, поскольку мы создаем различные

модели этого мира, у нас возникают конфликты. Двое могут смотреть на одно и

то же событие, слышать одни и те же слова, но придавать им совершенно

различные смыслы. Благодаря этим моделям и смыслам мы получаем богатое

разнообразие человеческих ценностей, политических направлений, религий,

интересов и мотивов. В этой главе исследуются переговоры и совещания,

имеющие целью примирение конфликтующих интересов, а также рассматриваются

некоторые приемы разрешения конфликтов, которые успешно применяются в мире

бизнеса.

Наиболее важными составляющими наших карт реальности являются убеждения

и ценности, которые выстраивают нашу жизнь и придают ей смысл. Они руководят

тем, что мы делаем, и могут втянуть нас в конфликт с другими людьми.

Ценности определяют то, что для нас является важным; конфликт возникает

тогда, когда мы настаиваем на том, что важное для нас должно быть важным и

для других. Порой наши собственные ценности с трудом согласуются