Джозеф О Коннор, Джон Сеймор

Введение в нейролингвистическое программирование (

вы оказываетесь,

тем больше повторений вам необходимо, чтобы закрепить ассоциацию.

Большинство ассоциаций являются очень полезными. Они формируют

привычки, и мы не могли бы без них действовать. Если вы водитель, у вас

смена зеленого сигнала светофора на красный всегда ассоциируется с нажатием

вашей ноги на определенную педаль. Это не та операция, о которой вы хотели

бы думать каждый раз сознательно, и если вы не закрепите эту ассоциацию, то

весьма вероятно, что вы недолго будете ездить без аварий.

Другие ассоциации, будучи полезными, могут быть менее приятными. Вы

проезжаете светофор и смотрите в зеркало заднего вида. Вы видите позади себя

автомобиль с мигалкой на крыше и человека в униформе внутри машины. У вас

меняется состояние, вы проверяете скорость и начинаете думать о том, что,

может быть, у вас не работают задние сигналы торможения.

Иные ассоциации не очень полезны. Многие люди ассоциируют публичное

выступление с возбуждением и с наступлением умеренной паники. Воспоминания

об экзамене заставляет многих чувствовать себя взволнованными и неуверенными

в себе. Слова могут действовать как якоря. Слово 'тест' является для многих

школьников якорем, они чувствуют себя взволнованными и теряют способность

показывать лучшие результаты.

В исключительных случаях внешний стимул может включать очень сильное

отрицательное состояние. Это фобии. Например, люди, страдающие

клаустрофобией, усвоили очень сильную ассоциацию между пребыванием в

замкнутом пространстве и состоянием паники, и они всегда воспроизводят эту

ассоциацию.

Жизнь многих людей оказывается излишне ограниченной прошлыми страхами,

которые еще не прошли переоценку. Наш мозг не может не создавать ассоциаций.

Являются ли те ассоциации, которые вы усвоили и воспроизводите, приятными,

полезными и расширяющими ваши возможности?

Мы можем выбирать ассоциации, которые хотим усвоить, Вы можете взять

какое-нибудь событие своей жизни, которое кажется вам наиболее трудным или

наиболее озадачивающим, и решить заранее, какое физиологическое состояние

хотели бы вы иметь во время этого события. Для любой неприятной ситуации вы

можете создать новую ассоциацию, а, следовательно, новую реакцию с

использованием якорей.

Это делается в два этапа. Сначала вы выбираете желаемое эмоциональное

состояние, затем вы ассоциируете его со стимулом или якорем, так, чтобы вы

могли по желанию вызвать его в любой момент. Спортсмены используют талисманы

на счастье, чтобы включить свое мастерство и выносливость. Часто можно

увидеть, как спортсмены совершают небольшие ритуальные движения, служащие

той же цели.

Использование ресурсных состояний с помощью якорей - это один из

наиболее эффективных способов изменять свое собственное поведение и

поведение других людей. Если вы попадаете в ситуацию в более ресурсном

состоянии, чем это было. в прошлом, то, вероятно, ваше поведение изменится к

лучшему. Ресурсные состояния - это ключи к высшему мастерству. Когда вы

измените то, что вы делаете, поведение других людей тоже изменится. Ситуация

в целом будет другой.

Предостерегающее замечание.

Техники изменений, приведенные в этом параграфе и во всей книге,

являются очень сильными, и эта сила связана, главным образом, с умением того

человека, который их применяет. Плотник может сделать великолепную мебель с

помощью точных инструментов, те же самые инструменты в руках подмастерья не

принесут таких результатов. Разумеется, это касается и извлечения лучших

звуков из прекрасного музыкального инструмента.

Тренируя многих людей в технике изменений, мы замечали ловушки, в

которые попадали новички. Мы настоятельно рекомендуем вам практиковать эти

техники в безопасном контексте, типа семинара-тренинга НЛП. пока вы не

будете уверены в том, что ваш уровень мастерства уже достаточно высок.

ЯКОРЕНИЕ РЕСУРСОВ

Ниже приведены шаги для переноса положительных эмоциональных ресурсов

из прошлого переживания в настоящую ситуацию, в которой вы хотите иметь к

ним доступ. Вы можете пригласить друга и попросить его или ее провести вас

через эти шаги.

Сядьте удобно в кресло или встаньте там, где вы могли бы рассмотреть

процесс, будучи невовлеченным. Подумайте о какой-нибудь конкретной ситуации,

в которой вы хотели бы быть другим, по-другому чувствовать себя или

по-другому