Джозеф О Коннор, Джон Сеймор

Введение в нейролингвистическое программирование (

таких вещей, как

отвлечение внимания, утрата раппорта, неясность представления или взаимная

неспособность понимать определенные идеи. Как мы узнаем, что мы понимаем

кого-то? Придавая смысл его словам. Наш смысл. А не его. И нет никакой

гарантии, что эти два смысла одинаковы. Как мы придаем смысл тем словам,

которые слышим? Каким образом мы подбираем слова, чтобы выразить свои мысли?

И как слова структурируют наш опыт? Эти вопросы лежат как раз в основании

лингвистической части НЛП.

Два человека, утверждающие, что им обоим нравится слушать музыку, могут

обнаружить, что у них очень мало общего, когда они увидят, что одному из них

нравятся оперы Вагнера, в то время как другой слушает тяжелый рок. Если я

скажу другу, что провел день отдыхая, то он может вообразить, что я весь

вечер сидел в кресле и смотрел телевизор. Если же я на самом деле играл в

теннис и затем долго бродил по парку, то он может подумать, что я

сумасшедший. Он может также удивиться, как одно и то же слово 'отдых' может

употребляться для обозначения двух столь различных вещей. Не слишком большие

ценности поставлены на карту в этом примере. Чаще всего наши значения

достаточно близки для адекватного понимания. Бывают также ситуации, когда

очень важно выражаться точно, например в интимных отношениях или при

заключении соглашения в 6изнесе. Вам желательно быть уверенным в том, что

другой человек разделяет ваше значение, и вам захочется узнать как можно

более точно, что человек имеет в виду в своей карте действительности, и бы

захотите, чтобы он ясно это выразил.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ

Язык является мощным фильтром для нашего индивидуального опыта. Он

является частью той культуры, в которой мы выросли, и не может измениться.

Он направляет наши мысли в определенных направлениях, облегчая одни способы

мышления и затрудняя другие. Эскимосы имеют множество различных названий для

одного нашего понятия 'снег'. Их жизнь во многом зависит от того, насколько

точно они могут определить качество снега. Им необходимо точно различать

снег, который можно есть, снег, который может быть использован для

строительства, и т.д. Можете ли вы вообразить, насколько мир был бы другим

для вас, если бы вы могли различать десятки разнообразных состояний снега?

Наш язык делает тонкие различения лишь в той области человеческого

опыта, которая является важной в данной культуре. Например, у нас есть

десятки слов для обозначения различных гамбургеров и более пятидесяти

названий моделей автомобилей. Мир оказывается настолько богатым и

разнообразным, насколько мы делаем его таким, и унаследованный нами язык

играет решающую роль в том, чтобы направлять наше внимание на одни стороны

этого мира и скрывать другие. Наши мысли не определяются нашим языком. В то

время как мы можем думать и действительно думаем словами, наши мысли

оказываются также смесью мысленных картинок, звуков и ощущений. Знать язык -

означает знать, как перевести эти картинки, звуки и ощущения в слова.

Вопрос, который мы хотим здесь исследовать, заключается в следующему что

происходит с нашими мыслями. когда мы облекаем их в форму языка, и насколько

точно они исполняют свою службу, когда наши слушатели срывают с них эту

форму? В языке, безусловно, есть своя многозначность. Легко понять, что

слова имеют различные значения (либо смысловые оттенки) для разных людей,

потому что не найдется двух людей, имеющих одинаковый жизненный опыт. Слова

являются якорями для сенсорного опыта, но опыт - это еще не реальность, а

слова - это не сам опыт. Следовательно, два шага отделяют язык от

реальности. Спорить относительно реального значения слова - примерно то же

самое, что утверждать, что одно меню вкуснее другого по той причине, что вы

предпочитаете именно ту пищу, которая напечатана в первом из них. Люди,

изучающие иностранный язык, почти всегда отмечают радикальное изменение

своих представлений об этом мире.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СМЫСЛА СЛОВ - МЕТА-МОДЕЛЬ

Хорошие коммуникаторы используют достоинства и недостатки языка.

Способность точно употреблять те или иные обороты является существенной для

профессионального коммуникатора. Умение использовать точные слова, которые

будут иметь смысл в карте мира другого человека, и точно определять, какой

смысл вкладывал человек в те слова, которые