Джозеф О Коннор, Джон Сеймор

Введение в нейролингвистическое программирование (

использованию мозга.

Выполните следующий эксперимент по изменению способа вашего мышления и

определите, какие субмодальности являются критическими для вас.

Вернитесь мысленно к особенной эмоционально окрашенной ситуации,

которую вы можете вспомнить хорошо. Сначала осознайте визуальную часть

воспоминания, представьте себе, что вы поворачиваете ручку регулятора

яркости изображения, увеличивая и уменьшая яркость. Отметьте, какие

изменения это вносит в ваше переживание. Какая яркость оказывается для вас

более предпочтительной? В конце верните яркость в первоначальное состояние.

Далее, приблизьте образ, затем удалите его. Что при этом изменяется и

какое положение образа вам больше нравится? Верните его в то положение, в

котором он был вначале.

Теперь, если он был цветным, сделайте его черно-белым. Если же он был

черно-белым, добавьте ему цвета. Оцените изменения, какие из них лучше?

Вернитесь в исходное положение,

Далее, есть ли в нем движение? Если да, то замедляйте его до тех пор,

пока оно не остановится. Затем увеличивайте скорость. Отметьте наиболее

предпочтительную скорость и вернитесь к первоначальной.

Наконец, попробуйте изменить ассоциированное состояние на

диссоциированное и обратно.

Некоторые, а, может быть, и все изменения будут оказывать глубокое

воздействие на ваше отношение к этому воспоминанию. Вы можете захотеть

оставить воспоминание с теми значениями субмодальностей, которые вам больше

понравились, Вас могут не устраивать те субмодальности, которые мозг

предоставил вам без вашего ведома. Вы не забыли выбрать их сами?

Сейчас продолжайте свой эксперимент с другими визуальными

субмодальностями и наблюдайте за тем, что происходит. Сделайте то же самое с

аудиальной и кинестетической частями этого воспоминания.

Для большинства людей переживание будет более интенсивным и

незабываемым, если оно большое, яркое, цветное, близкое и ассоциированное.

Если это так и для вас, убедитесь, что вы храните свои хорошие воспоминания

именно таким способом. Наоборот, сделайте свои неприятные воспоминания

маленькими, темными, черно-белыми, удаленными и диссоциированными. И в том,

и в другом случае содержание воспоминания остается неизменным, изменяется

лишь то, как мы его помним. Плохие вещи случаются и имеют последствия, с

которыми мы вынуждены жить, но они не обязаны преследовать нас. Их сила,

заставляющая нас чувствовать себя плохо здесь и сейчас, имеет происхождение

в том способе, которым мы думаем о них. Существенное различие, которое

следует делать, заключается в том, чтобы находить разницу между

действительно произошедшим событием и тем смыслом и влиянием, который мы ему

придаем тем способом, которым мы его помним.

Возможно, у вас есть внутренний голос, который ворчит на вас.

Сделайте его медленным. Теперь увеличьте его скорость.

Поэкспериментируйте с изменением его тона. С какой стороны он звучит?

Что произойдет, если вы перенесете его на другую сторону?

Что случится, если вы сделаете его более громким? Или более тихим?

Разговор с самим собой может быть превращен в настоящее удовольствие.

Этот голос может даже не быть вашим собственным. Если он не ваш,

спросите его, что он делает в вашей голове.

Изменение субмодальностей - это предмет субъективного переживания,

которое трудно передать словами. Теория спорна, опыт убеждает. Вы можете

быть режиссером своего собственного воображаемого фильма и можете сами

решать, как вы хотите думать, а не быть во власти репрезентаций, которые,

казалось бы, возникают сами по себе. Подобно телевизору в летний период,

мозг показывает массу повторений, многие из которых являются старыми и не

очень хорошими фильмами. Вам нет необходимости смотреть их.

Эмоции приходят откуда-то, хотя причина их появления может и не

осознаваться. Но даже если сами эмоции являются кинестетическими

репрезентациями и имеют вес, локализацию и интенсивность, у них есть

субмодальности, которые могут быть изменены. Чувства не являются полностью

непроизвольными, и вы можете пройти длинный путь, прежде чем выберете те

чувства, которые вы хотите иметь. Эмоции могут быть прекрасными слугами и

суровыми учителями.

Репрезентативные системы, ключи доступа и субмодальности