Джозеф О Коннор, Джон Сеймор

Введение в нейролингвистическое программирование (

говорим и делаем. - это

гипноз'. Если гипноз - это лишь другое название для многоуровневой,

оказывающей влияние коммуникации, то, вероятно, мы все являемся

гипнотизерами и мы постоянно входим в транс и выходим на него... прямо

сейчас...

МЕТАФОРЫ

Слово метафора употребляется в НЛП в общем случае для обозначения

истории или риторической фигуры, заключающей в себе сравнение. Она включает

в себя простые сравнения и более длинные истории, аллегории и притчи.

Метафоры оказывают непрямое воздействие. Простые метафоры предлагают простые

сравнения: белый, как ягненок миловидный, как картинка; толстый, как слон.

Многие из таких высказываний стали клише, но простая хорошая метафора может

разъяснить непонятное, связывая его с тем, что вы уже понимаете.

Сложные метафоры - это истории, содержащие множество смысловых уровней.

Умело рассказанная история отвлекает сознательный разум и активизирует

бессознательный поиск смысла и ресурсов. По существу она является прекрасным

способом поддерживать коммуникацию с человеком в состоянии транса. Эриксон

широко использовал метафоры в работе со своими клиентами.

Подсознание оценивает взаимосвязи. Сновидения используют воображение и

метафоры, одна вещь символизирует другую, потому что у них есть какие-то

общие черты. Чтобы создать хорошую метафору, которая укажет путь к решению

проблемы. необходимо, чтобы связи между элементами истории были такими же,

как отношения между элементами проблемы. Тогда метафора будет резонировать в

подсознании и мобилизовывать подсознательные ресурсы Подсознание получает

сообщение и начинает производить необходимые изменения.

Создание метафоры подобно сочинению музыки, и воз- действует на нас

метафора точно так же, как музыка. Мелодия состоит из связанных между собой

нот, она может быть транспонирована выше или ниже и все же останется той же

самой мелодией, поскольку между нотами будут те же интервалы, что и в

первоначальной мелодии. Музыкальный ритм - это то, как долго различные ноты

звучат по отношению друг к другу. Осмысление музыки происходит по-другому,

чем осмысление языка. Она проникает непосредственно в подсознание, левому

полушарию мозга нечего здесь понимать. Подобно хорошей музыке, хорошая

история должна создавать ожидания и затем оправдывать их в соответствии со

стилем композиции. Решения типа 'свобода внутри границ' недопустимы.

Сказки - это метафоры. 'Однажды давным-давно..' помещает слушателя в

свое внутреннее время, информация, которая следует далее, не является

полезной информацией о реальном мире - это информация о процессах во

внутреннем мире. Рассказывание историй - это древнее искусство. Истории

развлекают, дают новые знания, провозглашают истины, делают намеки на

потенциальные возможности, лежащие за пределами привычного способа действий.

СОЗДАНИЕ МЕТАФОРЫ

Рассказывание историй требует не только владения милтон-моделью, но и

других умений. Присоединение и ведение, синестезии, якорение, транс и

плавные переходы - все это необходимо для того, чтобы рассказать хорошую

историю. Сюжет должен быть выстроен психологически и соответствовать опыту

слушателя.

Чтобы сочинить полезную историю, изучите вначале настоящее, а затем

желаемое состояния клиента. Метафора будет историей путешествия от одного к

другому.

Выделите элементы обоих состоянии: люди, место, предметы, действия,

время - не забудьте о репрезентативных системах и субмодальностях различных

элементов.

Затем подберите подходящий контекст для истории, который будет

интересен для другого человека, и замените все элементы проблемной ситуации

другими элементами, сохранив отношения между ними. Спланируйте историю так,

чтобы она имела ту же структуру, что и настоящее состояние, и далее вела

через связывающую стратегию к разрешению (желаемому состоянию). Сюжетная

линия отвлечет левое полушарие, и сообщение пройдет в подсознание.

Можно проиллюстрировать этот процесс с помощью примера, хотя печатный

текст утрачивает особенности тона голоса, конгруэнтности и милтон-модели

рассказчика. Нет смысла пытаться пересказывать метафору, которая относилась

бы непосредственно к вам, читатель. Это лишь пример процесса построения

метафоры.

Однажды мы работали с человеком, который высказывал обеспокоенность по

поводу утраты баланса в