Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном

тому, что диктует.

Соответствие правилу отнюдь не абсолютно. В процессе обучения я

отметил период, в течение которого его негибкость была аннулирована. Дон

Хуан объяснил этот случай, как отклонение, как особый случай, являющийся

результатом непосредственного вмешательства о_л_л_и. В этот период из-за

моей случайной ошибки в употреблении о_л_л_и, содержащегося в dатurа

inохiа, правило было нарушено. Из этого случая дон Хуан сделал вывод, что

о_л_л_и обладал способностью непосредственно вмешиваться и оказывать

вредное, обычно фатальное влияние, происходящее из-за несовместимости с

правилом.

Такое доказательство гибкости всегда считалось результатом сильной

родственной близости между о_л_л_и и его последователем.

Правило не кумулятивно

Здесь допускаем, что были использованы все возможные способы

манипулирования о_л_л_и. Теоретически правило не кумулятивно; возможности

наращивания его не было. Некумулятивная природа правила соотносится с

концепцией силы. Так как правило предполагало единственную действенную

альтернативу для выживания, то любая попытка изменить его или его действие

считалась не только излишней, но и смертельной. Существует лишь

возможность расширить личное знание этого правила с помощью учителя или с

помощью самого о_л_л_и. Последнее считается инстанцией непосредственного

приобретения знания, а не добавлением к правилу.

Правило подтверждается в реальности

Подтверждение правила означало его проверку, проверку его действия

экспериментальным путем. Подтверждение правила происходило в области как

обычной, так и необычной реальности, т.к. оно распространяется на обе эти

области.

Ситуации обычной реальности, в которых действовало это правило, были

замечательно необычны, но, несмотря на эту необычность, правило в обычной

реальности подтверждалось. Поэтому оно не является средством исследования

этой работы, а должно стать предметом другого исследования. Эта часть

правила касалась деталей процессов, связанных с узнаванием, сбором,

смешиванием, приготовлением и содержанием (уходом) за растениями, в

которых содержатся сильно действующие средства, подробностей, связанных с

применением таких растений и другими подобными моментами.

Правило подтверждалось в необычной реальности.

Правило также подстверждалось в необычной реальности и проверка эта

происходила таким же экспериментальным путем, как и в условиях обычной

реальности. Идея прагматического подтверждения подразумевала две

концепции: (1) встречи с о_л_л_и, которые я бы назвал состояниями

необычной реальности, и (2) специфические цели правила.

С_о_с_т_о_я_н_и_я_ н_е_о_б_ы_ч_н_о_й_ р_е_а_л_ь_н_о_с_т_и_ - Два

растения, содержащие о_л_л_и, будучи использованы в соответствии с

правилами, давали состояние необычайной восприимчивости, которые дон Хуан

классифицировал, как встречи с о_л_л_и. Особое внимание он обращал на то,

как вызывать эти состояния, что нашло выражение в теории о том, что

встречаться с _о_л_л_и_ можно так часто, как это требуется для проверки в

процессе эксперимента. Предполагалось, что составная часть правила,

подвергающаяся проверке, коррелировалась количеством встреч с _о_л_л_и.

Единственный способ вызова встречи с _о_л_л_и_ состоял в правильном

применении растения, его содержащего. Однако, дон Хуан предполагал, что на

продвинутой стадии обучения такие встречи могли происходить без применения

растения; они могли вызываться лищь силой воли.

Я назвал встречи с _о_л_л_и_ состоянием необычной реальности. Я

выбрал сам термин "необычная реальность", т.к. он согласовывался с

утверждением дона Хуана о том, что такие встречи происходили в реальности,

которая лишь несколько отличалась от обычной реальности повседневной

жизни. Следовательно, необычная реальность обладала специфическими

характеристиками, которые могли быть оценены любым человеком

приблизительно одинаковыми терминами. Дон Хуан никогда не использовал

определенных формулировок для этих характеристик, но его сдержанность была

результатом убежденности в том, что получение человеком знания зависит от

его личности.

Другие категории, которые я считаю специфичными для необычной

реальности, есть результат моего собственного опыта. Все же, несмотря на

их как бы своеобразную природу, они были подкреплены и получили дальнейшее

развитие в учении дона Хуана на базе его учения; он так строил свой

процесс обучения, что эти характеристики как бы являлись неотъемлемой

частью необычной реальности: (1) необычная реальность была усваиваемой,

(2) необычная реальность