Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном

оно должно исчезнуть, но первое, что человек должен

сознавать, это необходимость испытывать это чувство с тем, чтобы должным

образом оценить это чувство. Дон Хуан утверждал, что человек способен

победить страх, только будучи лицом к лицу с ним.

Будучи бойцом, человек знания должен быть всегда активным, начеку.

Человек на войне должен быть начеку, чтобы осознавать два аспекта знания:

(1) осознание намерения и (2) осознание ожидаемого постоянного движения.

Осознание намерения - это знание факторов, участвующих во

взаимоотношении между специфической целью любого обязательного действия и

целью действия отдельного человека. Так как у всех обязательных действий

есть определенная цель, человек знания должен быть всегда активен, т.е. он

должен быть в состоянии сочетать определенную цель каждого обязательного

действия с тем определенным мотивом, который побудил его к действию.

Осознавая эту взаимосвязь, человек знания должен быть в состоянии

осознавать, что такое ожидаемое постоянное движение. То, что я назвал

"осознание ожидаемого постоянного движения" - это уверенность в том, что

человек в состоянии всегда определить значимые изменения, происходящие во

взаимоотношении между специфической целью действия и мотивов личности,

побуждающих личность действовать. Осознавая это движение, человек,

предполагается, должен обнаруживать самые незначительные изменения. Это

целенаправленное осознание изменений объясняет признание и интерпретацию

предзнаменований и других необычных событий.

Последний аспект бойцовского поведения - это необходимость

уверенности в себе, т.е. уверенность в том, специфическая цель действия,

которое возможно выбрано, была единственной вероятной альтернативой для

специфических личных мотивов действия. Без уверенности в себе человек не

способен выполнить один из аспектов учения: способность утверждать знание,

как власть.

С_т_а_н_о_в_и_т_ь_с_я_ ч_е_л_о_в_е_к_о_м_ з_н_а_н_и_я_ -

н_е_п_р_е_к_р_а_щ_а_ю_щ_и_й_с_я_ п_р_о_ц_е_с_с.

Быть человеком знания не подразумевает постоянство. Никогда не было

уверенности в том, что выполняя все задания преподаваемого знания, можно

стать человеком знания. Очевидно, что роль этих заданий состоит в том,

чтобы показать, как стать человеком знания. Итак, стать человеком знания -

это задача, которая не могла быть выполнена полностью, скорее это

непрерывный процесс, включающий в себя 1) мысль о том, что каждый должен

искать новые способы, как стать человеком знания, 2) мысль о собственном

непостоянстве и 3) выбранному занятию должно отдаваться сердце.

Вопрос об обновлении способов становления человеком знания обсуждался

в связи с темой четырех символических препятствий, встречающихся на пути

человека обучающегося: страх, ясность, власть и возраст. Возобновление

поиска нового подразумевает умение себя контролировать и сохранять

контроль над собой. Настоящий человек знания должен бороться против каждой

из этих враждебных сил последовательно до конца жизни, чтобы активно

участвовать в процессе приобретение знания. Несмотря на истинное

возобновление поиска, перевес неизбежно не на стороне человека, он

отступит перед последним из символических препятствий. В этом заключается

идея непостоянства.

Компенсация негативности человеческого непостоянства - это указание

на то, что выбравший путь должен делать это "от всего сердца". Это

выражение метафорическое, означает, что, несмотря на непостоянство,

человек должен идти избранным путем и должен находить удовлетворение и

самовыражение в самом процессе выбора наиболее приемлемой альтернативы и

идентифицировать себя с ней полностью.

Дон Хуан выразил рациональную сущность всего своего учения

метафорически таким образом, что для него важно было найти путь сердцем и

пройти по нему до конца, для него достаточно идентифицировать себя

полностью с этой альтернативой. Удовлетворение приносило само прохождение

этого пути, надежда достичь какого-то перманентного состояния за пределами

его знания.

2. ЧЕЛОВЕК ЗНАНИЯ ИМЕЛ СОЮЗНИКА (О_Л_Л_И)

Мысль о том, что человек знания имел о_л_л_и, была самой важной из

семи составляющих, единственно необходимая для объяснения сущности

человека знания. По классификации дона Хуана, человек знания имел о_л_л_и

в то вермя, как у обычного человека его не было, и именно в этом состояло

различие между ними.

Дон Хуан описывал о_л_л_и, как "силу, которая способна

транспортировать человека за пределы его личности", т.е. силу, которая

способна вынести его за пределы обыденности. Соответственно