Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном

для

великих брухо, которые знают, как обращаться с ее силой.

- Что случится, если человек потрет себе пастой лоб, дон Хуан?

- Если этот человек не великий брухо, то он просто никогда не

вернется из путешествия.

- Ты сам когда-нибудь мазал пастой лоб, дон Хуан?

- Никогда. Мой бенефактор говорил мне, что очен немногие возвращаются

из такого путешествия. Человек может отсуствовать месяцами и другим

приходится ухаживать за ним в это время. Мой бенефактор говорил, что

ящерицы могут взять человека хоть на край света и по его просьбе показать

ему волшебнейшие вещи...

- Знаешь ли ты кого-нибудь, что когда-либо предпринимал такое

путешествие?

- Да. Мой бенефактор. Но он никогда не говорил мне, как оттуда

возвратиться.

- Разве это так трудно, вернуться, дон Хуан?

- Да. Вот почему твои поступки так поразительны для меня. У нас нет

шагов, которым следовать, и мы должны следовать определенным шагам, потому

что именно в таких шагах приобретает человек силу. Без них мы ничто. -

несколько часов мы молчали. Он, казалось, был погружен в очень глубокие

размышления.

26 декабря 1964 года.

Дон Хуан спросил меня, поискал ли я ящериц. Я сказал, что искал, но

не смог их найти. Я спросил его, что бы случилось, если бы одна из ящериц

умерла, пока я ее держал. Он сказал, что гибель ящерицы была бы

несчастливым явлением. Если ящерица с зашитым ртом умрет в любое время, то

не будет смысла продолжать колдовство, сказал он. Это будет также

означать, что ящерицы порвали дружбу со мной, и мне пришлось бы отложить

на долгое время учение о "траве дьявола".

- На какое время, дон Хуан? - спросил я.

- Два года или больше.

- Что случилось, если бы умерла вторая ящерица?

- Если умерла бы вторая ящерица, то ты оказываешься в действительной

опасности. Ты бы оказался один, без гида. Если она умерла прежде, чем ты

начал колдовать, то ты мог бы остановить его. Ты также должен был бы

отказаться от "травы дьявола". Если бы ящерица умерла у тебя на плече

после начала колдовства, тебе пришлось бы его продолжать, но это уж

действительно было бы безумием.

- Почему это было бы безумием?

- Потому что при таких условиях ничего не имеет смысла. Ты один, без

гида, и видишь устрашающе бессмысленные вещи.

- Что ты имеешь в виду под бессмысленными вещами?

- То, что мы видим сами. То, что мы видим, когда не имеем установки

(направления). Это значит, что "трава дьявола" старается от тебя

отделаться, наконец, отпихивает прочь.

- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто испытал это?

- Да, я сам. Без мудрости ящериц я сошел с ума.

- Что ты видел, дон Хуан?

- Кучу чепухи. Что еще я мог видеть без направления?

28 декабря 1964 года.

- Ты мне говорил, дон Хуан, что "трава дьявола" испытывает людей. Что

ты этим хотел сказать?

- "Трава дьявола" подобна женщине и, так же как женщина, она льстит

мужчинам. Она ставит им ловушки на каждом повороте. Она поставила ее тебе,

когда заставила тебя помазать пастой лоб. Она попробует это вновь и ты,

вероятно, поддашься. Я предупреждаю тебя, не делай этого. Не принимай ее

со страстью. "трава дьявола" - это только один из путей к секретам

человека знания. Есть и другие пути. Но ее ловушка в том, чтобы заставить

тебя поверить, что ее путь - единственный. Я говорю, что бесполезно

тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь

не имеет сердца.

- Но как ты знаешь, дон Хуан, имеет ли путь сердце?

- Прежде, чем решительно пойти по пути, спроси себя, имеет ли этот

путь сердце? Если ответ будет - нет, то ты узнаешь его и сможешь выбрать

другой путь.

- Но как я смогу наверняка узнать, имеет ли путь сердце?

- Любой узнает это. Беда в том, что никто не задает этот вопрос;

когда человек наконец поймет, что выбрал тропу без сердца, то эта тропа

уже готова убить его. В этой точке лишь очень мало людей могут прекратить

свою целенаправленность и прекратить этот путь.

- С чего я должен начать, дон Хуан, чтобы должным образом задать себе

этот вопрос?

- Просто задай его.

- Я имею в виду, есть ли какой-нибудь специальный метод для того,

чтобы я не солгал самому себе и не поверил бы в то, что ответ "да", тогда

как в действительности он "нет".

- Но зачем ты будешь себе лгать?

- Может быть, потому, что в этот момент тропа будет казаться приятной

и радостной.

- Это чепуха. Тропа без вердца никогда не бывает радостной. Нужно

тяжело работать даже для того, чтобы ступить на нее. С другой стороны,

тропа с сердцем легка. Тебе не приходится работать, чтобы любить ее.

Дон Хуан изменил направление разговора