Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

– энстаз"). Виджнянабхикшу добавляет, что сампраджнята самадхи является средством освобождения постольку, поскольку она делает возможным осознание истины и прекращает все виды страдания. Но асампраджнята самадхи разрушает "впечатления" [санскары] предыдущих ментальных действий и даже может остановить уже активизированные прошлыми поступками йога кармические силы. Во время "дифференцированного энстаза", продолжает Виджнянабхикшу, все ментальные функции "приостановлены" ("подавлены"), кроме той, которая "медитирует на объект"; в то время как при асампраджнята самадхи исчезает все "сознание", блокируются все ряды ментальных функций. "Во время такого энстаза не существует и следа ума [читта] за исключением впечатлений [санскар], оставленных позади (вследствие их прошлого функционирования). Если бы эти впечатления не присутствовали, то вернуться в сознание было бы невозможно".

Таким образом, мы имеем дело с двумя совершенно различными "состояниями". Первое достигается посредством йогической техники концентрации (дхарана) и медитации (дхьяна); второе состоит только из одного "состояния" – неспровоцированного энстаза – "прорыва". Несомненно, даже это "асампраджнята самадхи" достигается исключительно благодаря длительным усилиям йога. Оно не является подарком или милостью. Йог вряд ли сможет достичь его, если он не испытал все виды самадхи, относящиеся к первому виду. Этот энстаз является вершиной многочисленных "концентраций" и "медитаций", которые ему предшествовали, но приходит неожиданно, без специальных к нему приготовлений – вот почему его можно назвать "прорывом".

Разумеется, "дифференцированный энстаз", сампраджнята самадхи, состоит из нескольких этапов. Вот почему он не является абсолютным и неизменным "состоянием" и его можно совершенствовать. Обычно различают четыре этапа или вида: 1) "аргументативный" (савитарка), 2) "неаргументативный" (нирвитарка), 3) "рефлективный" (савичара), 4) "сверхрефлективный" (нирвичара)30. Патанджали использует еще один набор терминов: витарка, вичара, ананда, асмита.* Но Виджнянабхикшу, который воспроизводит этот список, отмечает, что "эти четыре термина являются чисто техническими, обычно они применяются по отношению к различным видам реализации". Эти четыре вида или этапа сампраджнята самадхи, продолжает он, являются своего рода восхождением. В некоторых случая милость Бога (Ишвары) позволяет напрямую перейти к высшим состояниям, тогда йогу не приходится возвращаться назад и реализовывать предварительные.