Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

в украшенных жемчугом одеждах и клали нефритовые шкатулки для предохранения тела от разложения". По той же причине посуда, изготовленная из алхимического золота, обладала особенным свойством: она продлевала жизнь до бесконечности. Маг Ли Шаоцзюнь говорил императору У Ди из династии Хань: "Отдай должное печи (цзао), и ты сможешь вызывать "вещи" (т.е. духов). Вызови духов, и ты сможешь превратить порошок киновари в желтое золото. Из этого желтого золота ты сможешь сделать посуду для еды и питья. Тогда ты продлишь дни своей жизни. Продлив дни своей жизни, ты сможешь увидеть сянь на острове Пэнлай посреди моря22. Затем ты сможешь совершить жертвоприношения фэн и шань и избежать смерти"23.

Наиболее прославленный из китайских алхимиков Бао Пу-цзы (псевдоним Гэ Хуна (254-334)* писал: "Если из этого алхимического золота сделать миски и чашки и есть и пить из них, ты будешь жить долго". Чтобы оказывать такое воздействие, золото должно быть "подготовленным". "Искусственное" золото лучше природного24.

* См. Примечание VII, 4.

Если даже трава цзюй-шен может продлить жизнь.

Почему бы не попробовать взять в рот Эликсир?

Золото по своей природе не гниет и не разлагается.

Потому оно и ценнее всех вещей.

Когда мастер [т.е. алхимик] начинает принимать его в пищу.

Жизнь его становится вечной.

Когда золотой порошок входит в пять внутренностей.

Туман рассеивается, будто ветер разогнал тучи;

Волосы, бывшие седыми, вновь чернеют;

Выпавшие зубы вырастают на прежних местах;

Выживший из ума старик – вновь крепкий юноша;

Дряхлая карга – вновь юная девушка

Тот, чей облик изменился, кто стал чужд жемчужин жизни;

Имеет своим званием имя Истинный Человек.25

Первое исторически зафиксированное упоминание об алхимии связано с изготовлением золота: в 144 г. до н.э. вышел императорский указ, согласно которому всякий уличенный в подделывании золота подлежал публичной казни. По У. X. Барнесу, первые упоминания об алхимии могуг относиться к IV или III веку до н.э. Дабс26 считает, что отцом китайской алхимии был Цзоу Янь, современник Мэн-цзы (IV век до н.э.). Так или иначе, важно то, что мы проводим различие между историческим зарождением и развитием прахимии, с одной стороны, и алхимией как сотериологической техникой – с другой; последняя же была тесно связана (и оставалась тесно связанной вплоть до XVIII века нашей эры) с методами и мифологиями (в основном даосскими), преследовавшими цели, совершенно отличные от "добычи золота". Золото было неотъемлемой частью империи: оно добывалось из "центра"