Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

трудности. И эти трудности сохранятся даже в том случае, если мы не будем учитывать те второстепенные значения, которые понятие "самадхи" приобрело в буддистской литературе и в "барочных" разновидностях йоги, а примем во внимание только значение и смысл, которые вкладывали в него Патанджали и его комментаторы. С одной стороны, самадхи выражает опыт, который совершенно невозможно описать словами. С другой стороны, этот "энстатический опыт" не однозначен – его модальности весьма многочисленны. Давайте посмотрим, сможем ли мы, двигаясь шаг за шагом, понять, что означает самадхи. Слово это сначала использовалось в гносеологическом смысле; самадхи является состоянием созерцания, в котором мысль осознает объект непосредственно, без помощи воображения (калпана) и "категориального" (общего) знания объекта; состояние, в котором объект познается "изнутри" (сварупа), в самой своей сути, как будто "он пуст от самого себя". Вачаспатимишра цитирует отрывок из "Вишну-Пураны" (VI, 7, 90), в котором говорится, что йог прекращает пользоваться "воображением" и уже не считает акт медитации и ее объект отличными друг от друга. Существует полное совпадение между "знанием" объекта и объектом знания; объект представляется сознанию не ограниченным и определенным как хорошо известное явление, а "пустым" (от привычного смысла, т.е. "новым"). Самадхи полностью уничтожает иллюзию и воображение. Или, как это говорит Виджнянабхикшу, йог достигает самадхи, "когда дхьяна освобождается от формальностей медитации, объекта медитации и самого медитирующего и сливается с объектом, на который направлена медитация". То есть когда уже ничего не существует, кроме нового онтологического пространства, воспринимаемого посредством преображения "объективного" мира в "обладание знанием". Виджнянабхикшу добавляет, что существует явное различие между дхьяной и самадхи; медитация может быть прервана, "если чувства войдут в контакт с привлекательными объектами", в то время как самадхи является неуязвимым состоянием, совершенно закрытым для раздражителей.

Однако мы не должны считать это йогическое состояние просто гипнотическим трансом. Индийская "психология" знакома с гипнозом и приписывает его случайному и временному состоянию концентрации (викшипте). Некоторые места в "Махабхарате" демонстрируют популярную в Индии концепцию гипнотического транса; согласно этой концепции, гипноз является просто автоматическим созданием плотины на пути "потока сознания", а не йогической "экагратой".