Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

мистическому строению сушумны: "В пространстве вне Меру85, расположенные слева и справа, находятся две шира86 – ишши87 и михира88. Нади сушумна, чья сущность есть три гуны89, находится посередине. Она имеет форму Луны, Солнца и Огня90; тело ее – вереница цветов дхустура91, проходит от середины канды92 к голове, а сияющая ваджра, что внутри нее, проходит от медхры93 к голове. Внутри нее94 находится читрини, которая блестит блеском пранавы95 и в Йоге достигается йогами. Она (читрини) тонка, как паутина, пронизывает все лотосы, находящиеся внутри позвоночника, и является чистой способностью познания96. Она (читрини) прекрасна благодаря им (лотосам), нанизанным на нее. Внутри нее (читрини) находится брахма-нади97, которая проходит от ротового отверстия Хара98 до места за его пределами, где находится Ади-дева99. Она100 прекрасна, как череда молний, и тонка, как волокно (лотоса), она сияет в умах мудрецов. Она в высшей степени утонченна; пробудителышца чистого знания; воплощение всякого блаженства, чья истинная сущность есть чистое Сознание101. Брахмадвара102 сияет у нее в устье. Это место есть вход в область, окропленную амброзией и называемую Узлом, как и устье сушумны"103.

Как видим, то, с чем мы здесь столкнулись, вне всякого сомнения относится к "тонкому телу" и "мистической физиологии". Вместе с тем, в приведенном отрывке нет ничего "абстрактного" – это не концептуализации, а образы, выражающие опыт, выходящий за пределы повседневного. В тексте неоднократно утверждается, что у непосвященного нади "нечисты", "засорены" и требуют "очищения" с помощью асан, пранаямы и мудр104. Ида и питала являются каналами не только для "дыхания"; но также и для всей тонкой энергии тела; их ни в коем случае нельзя считать простыми "сосудами" или "протоками", т.е. физиологическими органами. Согласно "Саммохана-тантре"105, ида есть Шакти, а питала – Пуруша. Другие тексты сообщают, что лалана (= ида) и расана (= пингала) служат для передачи соответственно семени и яйцеклетки106. Но семя является неотъемлемой частью Шивы и луны, а менструальная кровь (обычно уподобляемая раджасу женщин) – неотъемлемой частью Шакти и солнца107.

В комментарии к "Дохакоше" Канхупады говорится, что луна рождена из semen virile108, а солнце из яйцеклетки. Более того, как в индуистских, так и в буддистских тантрах ида и питала сплошь и рядом называются "солнцем" и "луной". В "Саммохана-тантре" говорится, что левая нади, будучи утонченной по своей природе, есть "луна", а правая нади, сильная по своей природе, есть "солнце". В "Хатхайогапрадипике"