Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

четко изложена в "Трактате о драконе и тигре" Су Дун-по, написанном в 1110 году.

"Чистые", трансцендентальные металлы отождествлялись с различными частями тела, и алхимические процессы происходили не в лаборатории, а в теле и сознании экспериментатора. Су Дун-по говорит об этом так: "Дракон есть ртуть. Он находится в семени и крови. Он проистекает из почек, накапливается в печени. Тигр есть свинец. Он есть хлеб и телесная сила. Он проистекает из разума, и легкие вмещают его. Когда разум приходит в движение, дыхание и сила начинают действовать вместе с ним. Когда почки наполняются, семя и кровь начинают течь". Подобно тому как в Индии алхимия переплелась с тантрической йогой, в Китае она всегда была связана с даосскими техниками. Именно поэтому ритмичное дыхание, столь популярное среди даосов, было частью подготовки алхимика. Бао Пу-цзы пишет: "Чтобы научиться извлекать должную пользу из дыхания, нужно сперва вдохнуть носом, зажать нос (двумя пальцами) и мысленно считать удары сердца. Отсчитав сто двадцать ударов, нужно выдохнуть ртом. Применяя этот способ дыхания, нужно поставить себе целью, чтобы уши не слышали ни вдохов, ни выдохов. Упражняясь, нужно постепенно увеличивать число ударов сердца, на которое задерживается дыхание. Практикуя этот метод, старик может превратиться в молодого человека".

Алхимия как духовная техника

Мы не станем углубляться в проблему "истоков" китайской алхимии – связаны ли они с поисками "золота", "эликсира бессмертия" или искусственной киновари38 – символический и ритуальный характер используемых веществ не вызывает сомнения. Красный цвет символизировал жизненное начало, кровь; считалось, что киноварь продлевает жизнь, отсюда ее частое присутствие в захоронениях еще с доисторических времен. Следует также принять во внимание символизм и ритуальный характер металлургии (тайная техника, способствующая "вызреванию" минералов и "очищению" металлов, наследницей которой стала алхимия), ускоряющей "совершенствование" металлов.*

* О "секретах металлургии" и ее связи с алхимией см. Примечание VII, 5.

Вероятно, в какой-то момент рука об руку с алхимическими операциями начали развиваться зачатки химии, превратившейся в конце концов в эмпирическую науку, основанную исключительно на наблюдениях и опыте. Это вполне возможно. Однако нам следует быть весьма осторожными, чтобы не спутать эти два вида экспериментирования – алхимический и прахимический. Нет свидетельств в пользу того, что алхимики интересовались химическими