Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

тем, говорит нам Виджнянабхикшу, что они связаны с "основанием" (опорой) и образуют тенденции, которые являются своего рода "семенами" будущих функций сознания. Асампраджнята самадхи, напротив, является нирбиджа, "без семени", "без опоры". Реализуя четыре стадии сампраджняты, йог достигает "способности абсолютного знания" (ртамбхарапраджня). И это является продвижением к самадхи "без семени", потому что абсолютное знание открывает онтологическую целостность, при которой бытие и знание уже не отделены друг от друга. Утвердившись в самадхи, сознание (читта) может непосредственно познавать "Я" (Пурушу). Посредством такого созерцания (которое, на самом деле, является "соучастием") прекращаются страдания, причиняемые существованием. И на этом же этапе энстаза, который так трудно описать, мы сталкиваемся еще с двумя видами созерцания: 1) ананданугата (когда, отбросив любое восприятие, даже восприятие "тонких" реальностей, йог испытывает блаженство вечного света и осознание принадлежности "Я" к саттве); 2) асмитанугата (которая достигается в тот момент, когда интеллект (буддхи), полностью изолированный от внешнего мира, отражает только "Я"). Виджнянабхикшу объясняет название этого созерцания тем фактом, что йог достигает своего подлинного "Я" и осознает, что "Я являюсь [асми] другим, я – не тело". Его называют еще дхарма-мегха-самадхи, "облако дхармы" – это технический термин, который трудно перевести, потому что у слова дхарма много значений (порядок, добродетель, правосудие, основание и т.д.), но, по-видимому, это относится к изобилию ("дождю") добродетелей, которые неожиданно заполняют йога. Одновременно он чувствует, что он переполнен и что мир вокруг него видоизменяется, он чувствует, что ему "достаточно" знаний и сознания, и это полное отречение ведет его к асампраджнята самадхи, недифференцированному энстазу. Для йогов-мистиков именно на этой стадии происходит открытие Бога (Ишвары); как пишет об этом Виджнянабхикшу: "Используя традиционный образ, взятый из смрити, когда двадцать пятый принцип, то есть Пуруша, "Я", осознает свою гетерогенность по отношению к другим двадцати четырем принципам (зависящим от пракрити), тогда йог осознает двадцать шестой принцип, который является Высшим "Я" – Богом". После созерцания своего подлинного "Я" – цели последователей санкхьи – наступает созерцание Бога. Но, как мы уже отмечали, Виджнянабхикшу интерпретирует йогу в свете личностного мистицизма. Мы увидим сейчас, каковы последствия такого "отражения" "Я", которое