Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

полностью реализуется во время самадхи "без опоры", мы увидим, что эти последствия не являются исключительно экстатичными по своей природе, потому что поднимают вопрос онтологического статуса человека во всей его полноте.

Сиддхи, или "волшебные силы"

До того как мы перейдем к рассмотрению проблем, затронутых при описании асампраджнята самадхи, мы более детально изучим те результаты, которые получены при рассмотрении других видов самадхи. Разумеется, йога интересуют только практические результаты – проникновение в области, недоступные обыкновенному сознанию, овладение теми зонами сознания и секторами реальности, которые ранее были, так сказать, "неуязвимы". И именно тогда, когда йог находится на этой стадии медитации, у него появляются "волшебные силы" (сиддхи), которым посвящена Книга III "Йога-сутр". Посредством "концентрации", "медитации" и реализации самадхи по отношению к определенному объекту или целому классу объектов, другими словами, практикуя саньяму, йог приобретает определенные оккультные силы по отношению к тому объекту или тем объектам, которые он "ощущает".

Например, практикуя саньяму на различие между "объектом" (звуком) и "идеей" (пониманием), йог познает смысл звуков, издаваемых всеми существами32. Практикуя саньяму на остатки подсознательного (санскары), он познает свои предыдущие рождения33. При помощи саньямы, практикуемой по отношению к пратьяя, "намерениям, желаниям", он познает "ментальные состояния" других людей. "Но знание этих ментальных состояний не подразумевает знания объектов, которые их вызывали, потому что мысль йога не находится с ними в прямом контакте. Он познает эмоциональное состояние любви, но не знает объекта любви"34. Мы недавно упоминали о том, что саньямой называются три последних "члена йоги": дхарана, дхьяна и самадхи. Йог начинает саньяму посредством концентрации на "объекте", "идее" или, например, на остатках подсознательного (санскарах). Когда ему удается достичь экаграты (сосредоточения), он начинает "медитировать", магическим образом ассимилируя их, овладевая ими. Дхьяна ("медитация") делает возможной сампраджнята самадхи, в данном случае, биджа самадхи, самадхи "с опорой" (разумеется, в данном случае "опорами" являются остатки подсознательного). Благодаря йогическому энстазу, полученному с помощью этих остатков, йог обретает возможность не только понять и ассимилировать их магически (это уже было достигнуто посредством дхараны и дхьяны), но и преобразовать "знание" в "обладание".

Самадхи приводит