Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

имеет в виду "соблазн сомнения", о котором упоминают и против которого выступают все трактаты по аскезе). В своем комментарии Вьяса высказывает мысль о том, что в момент сомнения возникают и реализуются определенные мысли. В следующей сутре8 Патанджали объясняет природу этих "сомнений" и "грехов"9. Любопытно, что борьба йога с любым из этих "препятствий" является магической по своему характеру. Каждый соблазн, который йог преодолевает, эквивалентен приобретаемой им силе. Эти силы, разумеется, не этические, они – магические. Преодолеть соблазн означает не только "очиститься" в негативном смысле слова (отбросить), но и приобрести нечто подлинное и позитивное – йог распространяет свою власть на то, что он начал преодолевать. И более того, наступает момент, когда он начинает "овладевать" не только объектами, от которых он отрекся, но и магическими силами, неизмеримо более ценными, чем все объекты как таковые. Например, к тому, кто утвердился в честности, астея, "приходят все сокровища"10. У нас еще будет возможность вернуться к теме "магической силы" (сиддхи), которую йог приобретает посредством строгого выполнения предписаний. Разумеется, у него возникает настоятельное стремление отречься даже от этой магической силы, как он отрекся от человеческих страстей в обмен на конкретную данную ему силу. Весьма примечательна эта концепция почти материального равновесия между отречением и его магическим "плодом".

Физическое очищение, – пишет Патанджали, – вызывает новое и желанное чувство: отвращение к своему собственному телу и прекращение контакта с другими телами11. Посредством физического очищения йог достигает экаграты, то есть власти над чувствами и возможности познать свою душу.* Удовлетворенность и уравновешенность приносят "невыразимое счастье"; аскетизм как таковой (тапас, физическое усилие, используемое для очищения) устраняет загрязненность и приносит неведомую ранее власть над чувствами, то есть возможность выходить за их пределы (ясновидение, телепатия, и т.д.) или, при желании, подавлять их.

* О препятствиях на пути йогической концентрации см. Примечание II, 1.

Йогическая техника, в истинном смысле этого слова, начинается только с "третьего члена йоги" (йоганги). Третий "член" является асаной – этим словом обозначается хорошо известная йогическая поза, которая в "Йога-сутрах" (II, 46) описывается как стхирасукхам, "устойчивая и удобная". Асана описывается в многочисленных трактатах по хатха-йоге; Патанджали описывает ее лишь в общих чертах,