Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

различных модальностей реального в одну модальность: недифференцированную полноту, существовавшую до творения, – изначальное Единство. Йог, который достигает асампраджнята самадхи, осуществляет мечту, которой человеческий дух был одержим от начала истории, – равняться всему, восстановить единство, воссоздать первоначальную недуальность, отменить время и творение (то есть многообразие и гетерогенность космоса); в частности, уничтожить двоякое разделение реального на объект-субъект.

Было бы грубейшей ошибкой считать такую высшую форму реинтеграции простым лишь возвратом к первоначальной неразделенности. Вряд ли стоит еще раз напомнить о том, что йога, как и многие другие виды мистицизма, действует на уровне парадокса, а не банального и незамысловатого уничтожения сознания. Несколько позже мы поговорим о том, что с незапамятных времен индийцам были известны многочисленные виды экстазов и трансов, достигавшихся при помощи опьяняющих напитков, наркотиков и других простейших способов опустошения сознания, но даже элементарные знания в области методологии подскажут нам, что мы не имеем никакого права помещать самадхи в один ряд с этими многочисленными разновидностями бегства от действительности. Освобождение не сопоставимо с "глубоким сном" предродового существования, даже если восстановление тотальности посредством недифференцированного энстаза напоминает блаженство предсознания человеческого зародыша. Следует всегда помнить об одном важном обстоятельстве: йог работает на всех уровнях сознания и подсознания, для того чтобы проложить путь надсознанию (знанию Себя и обладанию Собой, Пурушей). Он погружается в "глубокий сон" и в "четвертое состояние" турия (каталептическое) с предельной ясностью сознания, а не позволяет самогипнозу завладеть собой. Значение, которое авторы трактатов по йоге приписывают йогическим состояниям сверхсознания, указывает на то, что окончательная реинтеграция происходит именно в этом направлении, а не в трансе, каким бы глубоким он ни был. Другими словами, восстановление посредством самадхи первоначальной недуальности вводит новый элемент в сравнение с первоначальным состоянием (которое существовало до разделения реальности на объект-субъект). Этим элементом является знание единства и блаженства. Происходит "возвращение к истоку", но с той только разницей, что человек, "освобожденный при этой жизни" восстанавливает первоначальное состояние, обогащенное свободой и надсознанием. Другими