Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

индийскую технику, но большинство из них просто повторяют традиционные формулировки. И хотя пранаяма является специфичной йогической техникой, и к тому же исключительно важной, Патанджали посвящает ей всего три сутры. Его прежде всего интересует теоретическая база аскетических практик; технические подробности содержатся в комментариях Вьясы, Бходжи и Вачаспатимишры, но особенно ими изобилуют трактаты по хатха-йоге.

Комментарий Бходжи открывает нам более глубокий смысл пранаямы: "Всем функциям органов предшествуют функции дыхания, потому что всегда существует связь между дыханием и сознанием – дыхание, когда функции органов приостановлены, осуществляет концентрацию сознания на одном объекте". Утверждение о том, что всегда существует связь между дыханием и ментальными состояниями, представляется нам весьма важным. В нем содержится нечто намного более важное, чем простая констатация того факта, что, например, дыхание человека, который злится, является хаотичным, а того, который концентрируется (пусть только временно и без йогической цели), становится ритмичным и автоматически замедляется. Связь между ритмом дыхания и сознанием, о которой упоминает Бходжа, йоги несомненно наблюдали и ощущали с древнейших времен; они использовали эту связь для "унификации" сознания. Под "унификацией" в данном случае следует понимать приобретаемую йогом, при помощи все более замедляющегося ритмичного дыхания, способность "проникать" (то есть ясно ощущать) в состояния сознания, которые обычно недоступны, – например, состояния сознания, свойственные сну. Совершенно очевидно, что ритм дыхания спящего человека медленнее, чем ритм дыхания бодрствующего. Йог, достигнув такого ритма дыхания при помощи пранаямы, проникает в состояние сознания, свойственное сну, сохраняя при этом его ясность.

Индийские аскеты признают четыре модальности сознания (кроме энстатического "состояния"): 1) сознание в дневное время; 2) сознание во время сна со сновидениями; 3) сознание во время сна без сновидений; 4) "каталептическое сознание". Посредством пранаямы, то есть все более и более удлиняя вдох и выдох (целью этой практики является достижение максимального интервала между двумя актами дыхания), йог может проникнуть во все модальности дыхания. Для непосвященного между этими несколькими модальностями существует разрыв, и, таким образом, он бессознательно переходит от состояния бодрствования в состояние сна. Йог должен сохранять непрерывность сознания, то есть он должен