Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

уменьшения ежедневного числа вдохов. Йог, способный таким образом сдерживать свое дыхание, доживал до возраста более трехсот пятидесяти лет"8. Тот же автор так пишет о йогах: "Они могут предсказывать будущие события с помощью носового дыхания, соответственно тому, какая ноздря, правая или левая, пропускает больше воздуха. Они способны также наполнять тело другого человека своим дыханием. Таких людей много в горах на границе Кашмира. Сколь бы это ни показалось невероятным, они могут также летать по воздуху, подобно птицам. Накладывая на глаза сурьму, они могут также делаться невидимыми, когда им заблагорассудится. Поверить всему этому может лишь тот, кто видел это собственными глазами"9. У нас нет сомнений относительно большинства йогических сиддх, прежде всего относительно способности "летать по воздуху". Отметим только, что эти сиддхи в конце концов перекочевали в алхимическую литературу.* Индийская литература пестрит упоминаниями о йогах-алхимиках. "Когда я был ребенком, – сказал Девачандре знаменитый аскет-джайн Хема-чандра, – кусочек меди, натертый соком лианы, был, согласно твоим наставлениям, подвержен действию огня и превратился в золото. Расскажи нам о названии этой лианы, ее свойствах и прочих важных вещах, с ней связанных"10. Однако особенно алхимическими легендами была окружена фигура знаменитого Нагарджуны. Вне всякого сомнения, этот легендарный персонаж, упоминаемый Сомадевой (XI век) в его "Катхасаритсагаре" и Мерутунгой в "Прабандхачинтамани" не тождествен прославленному мыслителю школы мадхьямика; известно, что биография знаменитого философа обросла целой горой тантрической, алхимической и магической литературы. Однако существенно то, до какой степени в прославленном образе Нагарджуны (единственном самостоятельно утвердившем себя в эпосе и сохраненном народной памятью) отразились тантризм и магия, пропитанные алхимией. В "Катхасаритсагаре" мы читаем, что Нагарджуна, будучи жрецом в Чираюсе, преуспел в приготовлении эликсира, однако Индра запретил ему рассказывать кому-либо о его использовании. Сомадева, верный долгу брахмана, был склонен укреплять престиж Индры даже в ущерб столь могучему магу, как Нагарджуна. В "Прабандхачинтамани" Нагарджуна приготавливает эликсир, дарующий ему способность летать по воздуху. Согласно другим легендам, когда в стране свирепствовал голод, он изготовил золото и обменял его на зерно, привезенное из дальних краев.** У нас еще будет повод вернуться к фигуре Нагарджуны, здесь же мы ограничимся