Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

Познай свой интеллект как возницу колесницы.

И ум как вожжи.

Чувства, говорят, – это кони.

Объекты чувств – это то, мимо чего они проносятся.

Он... тот, кто знает,

Чей ум всегда устойчив, –

Его чувства послушны ему

Как хорошие кони – вознице.

Он... тот, кто знает,

Такой внимательный, даже безупречный. –

Достигает того места.

Из которого он не родится вновь.

И хотя слово "йога" не употребляется, образ этот является чисто йогическим; упряжь, вожжи, возница и послушные кони – все это связано с глаголом yuj, "крепко держать", "соединять". В другом месте "Катха-упанишады" мы находим строфу, в которой прямо говорится о том, что:

Это они называют йогой –

Такое настойчивое сдерживание чувств.

Когда человек становится невозмутимым.

И, наконец, мы находим одну деталь (при описании физиологии), которая является йогической; мы возвратимся к шлоке из "Чхандогья-упанишады", в которой говорится:

В сердце существует сто одна артерия.

Только одна из них ведет к макушке головы.

Следуя по ней, человек приходит к бессмертию.

Эта информация необычайно важна, потому что она указывает на существовавшую в те времена систему мистической физиологии, о которой йогические упанишады и тантристская литература будут впоследствии сообщать многочисленные подробности. В "Катха-упанишаде" говорится:

Тот, кто знает возницу,

Человек, который держит в узде свой ум, –

Достигнет конца пути,

Высочайшего места, в котором находится Вишну.

Это еще не тот Вишну, который изображается в эпосе и "Пуранах", но та роль, которая отводится ему в этой первой упанишаде, в которой говорится об использовании йоги для достижения как знания Атмана, так и бессмертия, уже указывает нам направление обширного синтеза, который образуется позже; три высшие дороги к освобождению – знание Упанишад, техника йоги и бхакти – будут постепенно интегрироваться в единое целое. Этот процесс заходит еще дальше в одной из упанишад этого же периода, "Шветашватара-упанишаде", в которой, однако, прославляется не Вишну, а Шиву. Ни в каком другом индийском религиозном трактате не повторяется так часто утверждение об идентичности мистического знания и бессмертия, как в "Шветашватара-упанишаде".

Преобладание "мотива бессмертия" приводит нас к мысли о том, что "Шветашватара-упанишада" была создана в среде "мистиков", или, точнее, была "отредактирована" в такой среде, потому что в этот текст на протяжении столетий вносились многочисленные поправки. Термин "освобождение" употребляется в ней не часто (IV, 16). Однако