Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

на пути к изоляции сознания; начинают возводиться мосты, обеспечивающие связь с сенсорной деятельностью.

Совершенно очевидно, что асана является признаком преодоления человеческого состояния. Чем же является эта "задержка", эта неуязвимость по отношению к парам противоположностей и к внешнему миру – возвращением к растительному существованию или выходом за рамки существующего положения и движением по направлению к иконографически сформулированному божественному прототипу – вот вопрос, который мы рассмотрим несколько позднее. А пока мы лишь отметим, что асана является первым конкретным шагом к устранению модальностей человеческого существования. Нет никаких сомнений в том, что неподвижная, иератическая поза имитирует не человеческое состояние, а какое-то другое. Йога, выполняющего асану, можно сравнить с растением или священной статуей, и ни при каких обстоятельствах его нельзя сравнить с человеком как таковым, который, согласно определению, является подвижным, возбужденным и неритмичным. На уровне "тела" асана является экагратой, концентрацией на одной точке, тело "напряжено", сконцентрировано на одной позе. Подобно тому как экаграта прекращает колебания потока сознания и его рассеивание, так и асана кладет предел подвижности и свободе тела, сокращая бесконечное число возможных поз до одной-единственной типично иконографической позы. Вскоре мы увидим, что эта тенденция к "унификации" и "тотализации" свойственна всем йогическим техникам, а глубокий смысл "унификаций" станет понятен нам несколько позже. Но их непосредственная цель совершенно очевидна даже сейчас – устранить (или превзойти) человеческое состояние посредством отказа уступать самым элементарным человеческим склонностям. За отказом двигаться (асана), отказом уноситься в потоке сознания (экаграта) последует целый ряд всевозможных отказов.

Наиболее важным и, разумеется, наиболее специфическим из всех этих разнообразных йогических отказов является тренировка дыхания (пранаяма), другими словами, "отказ" дышать как все остальное человечество – то есть неритмично. Патанджали описывает этот отказ следующим образом: "Пранаяма – это остановка [вичхеда] движений вдоха и выдоха [швасаапрашвайох]. Она достигается после реализации асаны"15. Патанджали говорит об "остановке", временном прекращении дыхания. Однако пранаяма начинается с максимального замедления ритма дыхания, и это является ее первой целью. Существует целый ряд текстов, которые затрагивают эту аскетическую