Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

в ней содержатся многочисленные упоминания о радости, являющейся плодом "вечного счастья", которое обретают познавшие Шиву (VI, 12). Это выражение в сочетании со многими другими (IV, 12) свидетельствует о конкретном содержании подлинного мистического опыта. Брахман отождествляется с Шивой, который носит еще и имя "Хара" (I, 10), "Рудра" (III, 2), "Бхагават" (III, 2). Мы не должны придавать значение сложной структуре этой упанишады и ее шиваитской ориентации. Однако мы должны обратить внимание на содержащийся в ней элемент экспериментального мистицизма, для того чтобы лучше объяснить значение, которое в ней придается йогической практике (II, 8 – 13). Сам автор упанишады (или один из ее "издателей") дает нам понять, что это является результатом традиции и личных "профессиональных секретов" живущих в уединении экспериментаторов. Он сообщает нам:

Посредством силы, обретенной в результате аскетизма,

и по милости Бога (девапрасада)

Мудрый Шветашватара должным образом провозгласит Брахму

Аскетам, находящимся на самой продвинутой стадии,

в качестве высшего средства очищения –

И это будет приятно сообществу провидцев.

Так йогическая техника стала составной частью традиции Упанишад, и, причем эта техника в значительной степени напоминает технику, о которой говорится в "Йога-сутрах". Следующий отрывок представляется особенно важным:

Неподвижный, с тремя выпрямленными [верхними частями] тела.

Умом заставляющий чувства войти в сердце.

Мудрец на лодке Брахмы должен пересечь

Все вызывающие страх реки.

Сдерживая дыхание в теле и следя за своими движениями

Следует дышать через ноздри замедленным дыханием.

Подобно колеснице, которую везут норовистые кони.

Ум свой мудрец должен сдерживать не отвлекаясь.

На чистом, ровном месте, без гальки, камней и огня.

Под шум воды и тому подобного.

Приятном для мысли и не раздражающем глаз,

В тайном убежище, от ветров защищенном, следует практиковать йогу.

Туман, дым, солнце, огонь, ветер,

Светляки, молния, кристалл, луна –

Это предварительные признаки.

Предшествующие проявлению Брахмы в йоге.

Когда достигнуто пять качеств йоги

С появлением земли, воды, огня, воздуха и эфира.

То ни болезни, ни старости, ни смерти

Не изведает тот, кто добился тела, сотворенного огнем йоги.

Легкость, здоровье, постоянство

[или, при другом прочтении, "свобода от желаний"],

Спокойное выражение лица и приятный голос.

Приятный запах и незначительное количество экскрементов –

Вот, говорят, первый этап прогресса в йоге.

В этом отрывке