Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

Сознающий и свидетель — это одно и то же или это разные состояния?

М: Сознающий и свидетель — это два или одно? Когда сознающий рассматривается отдельно от сознаваемого, свидетель стоит отдельно. Когда сознающий и сознаваемое видятся как одно, свидетель становится одним с ними.

В: Кто такой джняни ? Свидетель или высшее?

М: Джняни — это и высшее, и свидетель. Он есть и бытие, и осознание. Относительно сознания он осознание. Относительно вселенной он чистое бытие.

В: А личность? Что первично: личность или сознающий?

М: Личность — это очень маленькая вещь. На самом деле это составная часть, она не может существовать сама по себе. Если она не воспринимается, то её просто нет. Это всего лишь тень в уме, общая сумма памяти. Чистое бытие отражается в зеркале ума как сознавание. То, что сознаётся, принимает форму личности, основанной на памяти и привычках. Это просто тень, или проекция сознающего на экран ума.

В: Зеркало есть. Отражение есть. А где же солнце?

М: Солнце — это высшее.

В: Оно должно быть сознательно.

М: Оно не сознательно и не бессознательно. Не думайте о нём в терминах сознания и бессознательности. Оно есть жизнь, которая включает в себя и то, и другое, и то, что за пределами обоих.

В: Жизнь так разумна. Как она может быть не сознательна?

М: Вы говорите о бессознательном, когда в памяти есть разрыв. В действительности есть только сознание. Вся жизнь сознательна, всё сознание — живое.

В: Даже камни?

М: Даже камни сознательны и живы.

В: Моя проблема в том, что я склонен отрицать существование того, что не могу вообразить.

М: Было бы мудрее отрицать существование того, что вы воображаете. Всё воображаемое нереально.

В: Является ли нереальным всё, что можно вообразить?

М: Воображение, основанное на памяти, нереально. Будущее не является абсолютно нереальным.

В: Какая часть будущего реальна, а какая нет?

М: Реально неожидаемое и непредсказуемое.

16

Отсутствие желаний — высшее блаженство

Вопрос: Я встречал много реализованных людей, но никогда не видел освобождённого человека. Вы встречали освобождённого человека, или освобождение, помимо прочего, означает отказ от тела?

Махарадж: Что вы имеете в виду под реализацией и освобождением?

В: Под реализацией я понимаю восхитительное переживание покоя, согласия и красоты, когда мир имеет смысл и есть всепроникающее единство материи и сущности. Это переживание не длится долго, но его нельзя забыть. Оно сияет в уме как память и как стремление. Я знаю, о чём говорю, поскольку у меня были такие переживания.

Под освобождением я понимаю постоянное пребывание в этом состоянии. Мой вопрос в следующем: согласуется ли освобождение с жизнью в теле?

М: А что не так с телом?

В: Тело так слабо и недолговечно. Оно порождает нужды и пристрастия. Оно ужасно ограничивает.

М: Ну и что? Пусть физические выражения ограничены. Освобождение — это освобождение Я от ложных и надуманных концепций, оно не содержится в каком то отдельном переживании, каким бы чудесным оно ни было.

В: Оно длится вечно?

М: Любое переживание ограничено во времени. Что имеет начало, должно иметь и конец.

В: Значит, освобождение в моём смысле этого слова не существует?

М: Напротив, человек всегда свободен. Вы одновременно сознательны и свободны сознавать. Никто не может этого у вас отнять. Вы когда нибудь ощущали себя не существующим или не сознающим?

В: Я могу этого не помнить, но это не доказывает, что я не бываю временами бессознателен.

М: Почему бы не повернуться от переживания к переживающему и не понять подлинный смысл единственного истинного утверждения, которое вы можете сделать: «Я есть»?

В: Как это сделать?

М: Вопрос «как» здесь неуместен. Просто держите в уме чувство «я есть», погружайтесь в него, пока ваш ум и это чувство не станут одним целым. Пытаясь снова и снова, вы нащупаете верное равновесие между вниманием и переживанием, и ваш ум прочно укоренится в мысли чувстве «я есть». Что бы вы ни думали, ни говорили и ни делали, это чувство неизменного и полного любви бытия всегда будет присутствовать на заднем фоне вашего ума.

В: И вы называете это освобождением?

М: Я называю это нормальным состоянием. Что плохого в том, чтобы быть, сознавать и действовать счастливо и не напрягаясь? Зачем обязательно считать это чем то необычным и ждать немедленного распада тела? Что такого плохого в теле, что оно обязательно должно умереть? Измените своё отношение к телу и оставьте его в покое. Не потакайте ему, но и не мучайте. Просто поддерживайте его, в основном не обращая