Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

разговаривать. Скоро он может перестать говорить.

В: Что он тогда будет делать?

М: Неподвижность и молчание не означают отсутствие активности. Цветок наполняет пространство ароматом, свеча — светом. Они не делают ничего, однако могут изменить всё самим своим присутствием. Вы можете сфотографировать свечу, но не свет. Вы можете знать человека, его имя и внешность, но не его влияние. Само его присутствие является действием.

В: Разве не естественно быть активным?

М: Каждый хочет быть активным, но откуда берутся действия? Точки отсчёта не существует: каждое действие порождает другое, бессмысленно и болезненно, в бесконечном водовороте. Там нет пауз, сменяющих работу. Сначала найдите неизменный центр, из которого берёт начало всё движение. Как колесо крутится вокруг оси, так и вы должны всегда быть у оси в центре, а не крутиться на периферии.

В: Как это сделать на практике?

М: Когда бы в вашем уме ни появлялась мысль или эмоция желания или страха, просто отвернитесь от неё.

В: Подавляя свои мысли и чувства, я спровоцирую реакцию.

М: Я не говорю о подавлении. Просто откажитесь уделять им внимание.

В: Должен ли я прилагать усилия, чтобы остановить движение ума?

М: Это не имеет никакого отношения к усилию. Просто отвернитесь, смотрите в пространство между мыслями, а не на сами мысли. Когда вы идёте в толпе, вы не боретесь с каждым встречным человеком — вы просто находите путь между людьми.

В: Если я буду использовать волю для контролирования ума, она только укрепит моё эго.

М: Конечно. Когда вы боретесь, вы притягиваете борьбу. Но когда вы не сопротивляетесь, вы не встречаете сопротивления. Когда вы отказываетесь играть в игру, вы выходите из неё.

В: Сколько времени мне потребуется, чтобы освободиться от ума?

М: Это может занять и тысячу лет, но на самом деле времени не требуется вообще. Всё, что вам нужно, — это быть предельно устремлённым. Здесь воля является ключевым действием. Если вы искренни, у вас получится. В конце концов, это вопрос отношения. Ничто не мешает вам быть джняни здесь и сейчас, кроме страха. Вы боитесь потерять личность, боитесь безличного бытия. Всё это очень просто. Отвернитесь от своих желаний и страхов и от мыслей, которые они создают, и вы сразу окажетесь в своём естественном состоянии.

В: И не надо ничего делать для исправления, изменения или уничтожения ума?

М: Абсолютно ничего. Оставьте свой ум в покое, вот и всё. Не сопровождайте его. В конце концов, не существует ума отдельно от мыслей, которые приходят и уходят, повинуясь своим собственным законам, а не вашим. Они господствуют над вами только потому, что вы заинтересованы в них. Это именно то, о чём Иисус сказал: «Не противьтесь злу». Сопротивляясь злу, вы только усиливаете его.

В: Да, теперь я понимаю. Я должен просто отрицать существование зла. Тогда оно исчезнет. Но не станет ли это каким то видом самовнушения?

М: Самовнушение в полном расцвете сейчас, когда вы считаете себя личностью, пойманной между добром и злом. Я прошу вас просто положить этому конец, проснуться и увидеть вещи такими, какие они есть.

О вашей поездке в Швейцарию и этом вашем странном друге: что дало вам его общество?

В: Абсолютно ничего. Его опыт совсем на меня не повлиял. Я понял только одно: искать нечего. Куда бы я ни направился, ничто не ждёт меня в конце путешествия. Откровение не является результатом путешествия.

М: Да, вы абсолютно далеки от всего, что может быть приобретено или потеряно.

В: Вы называете это вайрагьей , отречением, отказом?

М: Отказываться не от чего. Будет достаточно, если вы перестанете требовать. Чтобы отдавать, вы должны что то иметь, а чтобы иметь, вы должны это взять. Лучше не брать. Это проще, чем практиковать отречение, которое может привести к опасной форме «духовной» гордыни.

Всё это оценивание, избранность, сравнивание, изменение — всё это торговля на некоем «духовном» рынке. Зачем вам туда идти? Какие у вас там дела? Если у вас там нет никаких дел, то к чему вся эта бесконечная обеспокоенность выбором? Беспокойство никуда вас не приведёт. Что то мешает вам увидеть, что вам ничего не нужно. Найдите это «что то» и увидьте его фальшивость. Это всё равно что проглотить какой то яд и страдать от неутолимой жажды. Вместо того чтобы не переставая пить воду, почему бы не уничтожить яд и освободиться от этой жгучей жажды?

В: Мне придётся уничтожить эго!

М: Чувство «я есть личность во времени и пространстве» — это яд. В каком то смысле само время является ядом. Во времени все вещи приходят к концу и рождаются новые,