Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

и голоса там, где их не было.

М: И чего вы хотите сейчас?

В: Ну, чего мы все хотим? Какой то истины, какой то внутренней уверенности, какого то настоящего счастья. В разных школах самореализации так много говорится об осознании, что создаётся впечатление, что осознание и есть высшая реальность. Так ли это? За телом присматривает мозг, мозг освещается сознанием, осознание наблюдает за сознанием. Есть ли что то за пределом осознания?

М: Откуда вы знаете, что осознаёте?

В: Я чувствую, что это так. Я не могу выразить это по другому.

М: Если вы внимательно проследите от мозга через сознание к осознанию, то обнаружите, что чувство двойственности остаётся. Когда вы выходите за пределы осознания, вы попадаете в состояние недвойственности, в котором нет познавания, а есть только чистое бытие, которое можно с тем же успехом назвать небытием, если под бытием вы подразумеваете «быть чем то определённым».

В: Означает ли то, что вы называете чистым бытием, универсальное бытие, «быть всем»?

М: «Все» подразумевает собрание частностей. В чистом бытии отсутствует сама идея частного.

В: Есть ли какая то связь между чистым бытием и отдельным, частным бытием?

М: Какая может быть связь между тем, что есть , и тем, что только кажется? Какая связь между океаном и волнами? Реальное позволяет являться нереальному, а затем заставляет его исчезнуть. Последовательность преходящих моментов создаёт иллюзию времени, но безвременная реальность чистого бытия не находится в движении, поскольку всё движение требует неподвижного основания. Оно само является этим основанием. Когда вы найдёте его в себе, вы узнаете, что никогда не теряли это независимое бытие, не зависимое от всех разделений и различий. Но не ищите его в сознании, вы не найдёте его там. Не ищите его нигде, поскольку ничто не содержит его. Наоборот, оно содержит в себе всё и делает всё проявленным. Оно подобно дневному свету, который делает всё видимым, оставаясь при этом невидимым.

В: Сэр, зачем вы говорите мне, что реальность нельзя найти в сознании? Где же ещё мне её искать? Как это понимать?

М: Очень просто. Если я спрошу вас, какой вкус у вашего рта, вы сможете мне сказать только, что он не сладкий и не горький, не кислый и не вяжущий, он то, что остаётся, когда все другие вкусы отсутствуют. Точно так же, когда все различия и реакции исчезают, то, что остаётся, и есть реальность, простая и цельная.

В: Мне понятно только то, что я нахожусь под властью безначальной иллюзии. И я не вижу ей конца. Если бы он был, она бы давным давно окончилась. В прошлом у меня было не меньше возможностей, чем будет в будущем. То, что до сих пор не произошло, никогда не произойдёт. Или, если и происходило, то не могло продлиться. Наше самое прискорбное состояние после всех этих бессчётных миллионов лет несёт, в лучшем случае, обещание окончательного угасания или, что гораздо хуже, угрозу бесконечного и бессмысленного повторения.

М: Какое у вас есть доказательство того, что ваше нынешнее состояние безначально и бесконечно? Каким вы были до своего рождения? Каким будете после смерти? И как много вы знаете о своём нынешнем состоянии? Вы не знаете даже, каким было ваше состояние до того, как вы проснулись сегодня утром. Вы только знаете чуть чуть о своём настоящем состоянии и из этого делаете выводы на все времена и места. Может быть, вы просто спите и воображаете, что ваш сон вечен.

В: Если назвать это сном, ситуация всё равно не изменится. Я повторяю свой вопрос: есть ли какая то надежда, которую не смогла осуществить вечность за моей спиной? Почему моё будущее должно отличаться от моего прошлого?

М: В своём возбуждённом состоянии вы проецируете прошлое и будущее и принимаете их за реальность. На самом деле вы знаете только настоящий момент. Почему бы не исследовать, что есть сейчас, вместо того чтобы задавать вопросы о воображаемом прошлом и будущем? Ваше нынешнее состояние не безначально и не бесконечно. Оно окончится в мгновение ока. Наблюдайте внимательно, откуда оно приходит и куда уходит. Вскоре вы обнаружите за ним безвременную реальность.

В: Почему я до сих пор этого не сделал?

М: Точно так же как каждая волна возвращается в океан, так и каждый миг возвращается к своему источнику. Реализация состоит в том, чтобы найти этот источник и остаться в нём.

В: Кто найдёт его?

М: Ум.

В: Он обнаружит ответы?

М: Он обнаружит, что остался без вопросов, что ответы не нужны.

В: Рождение — это факт. Смерть — другой факт. Какими они кажутся свидетелю?

М: Ребёнок родился, человек умер — просто