Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

и влечёт зависимость и рабство.

В: Сейчас я понимаю, что я не личность, а то, что, отражаясь в личности, даёт ей чувство бытия. А как быть с Высшим? Каким образом я воспринимаю себя Высшим?

М: Источник сознания не может быть объектом сознания. Знать источник — значит быть источником. Когда вы понимаете, что вы не личность, а чистый и спокойный свидетель, и бесстрашное осознание — это само ваше бытие, вы становитесь этим бытием. Это источник, Неистощимая Возможность.

В: Источников много, или он один на всех?

М: Это зависит от того, как посмотреть, с какого конца. Объектов в мире много, но глаз, который их видит, один. Высшее всегда кажется низшему одним, а низшее высшему — множественным.

В: Все формы и имена относятся к одному Богу?

М: Повторяю, это зависит от того, как вы на это смотрите. С позиции слов всё относительно. Абсолют надо пережить, а не обсуждать.

В: Как пережить Абсолют?

М: Это не объект, который можно узнать и сохранить в памяти. Он всегда в настоящем, больше похож на чувство. Он скорее отвечает на вопрос «как», чем «что». Он в качестве, в значимости. Будучи источником всего, он содержится во всём.

В: Если это источник, как и зачем он проявляет себя?

М: Он даёт рождение сознанию. Всё остальное — в сознании.

В: Для чего нужно так много очагов сознания?

М: Вселенная объектов (махадакаша ) пребывает в постоянном движении, проецируя и растворяя бесчисленные формы. Когда форма наполняется жизнью (прана ), сознание (четана ) проявляется через отражение осознания в материи.

В: Как это влияет на Высшее?

М: Что и как может повлиять на него? Источник реки не подвержен её капризам, как металл не зависит от формы украшения. Разве картина на экране влияет на свет? Высшее делает всё возможным, вот и всё.

В: Как происходит, что некоторые вещи случаются, а другие нет?

М: Выискивание причин — любимое занятие ума. Не существует двойственности причины и следствия. Всё является своей собственной причиной.

В: Значит, невозможно никакое целенаправленное действие?

М: Я говорю только, что сознание содержит всё. В сознании всё возможно. Вы можете иметь причины, если хотите, в вашем мире. Другому достаточно одной причины — воли Бога. Главная причина одна: чувство «я есть».

В: Какова связь между Я (Вьякта ) и Высшим (Авьякта )?

М: С точки зрения Я, мир — это известное, Высшее — неизвестное. Неизвестное порождает известное, однако остаётся Неизвестным. Известное бесконечно, а Неизвестное — это бесконечность бесконечностей. Так же как луч света невидим, пока в него не попадут частички пыли, так и Высшее делает всё известным, оставаясь неизвестным.

В: Означает ли это, что Неизвестное недосягаемо?

М: Вовсе нет. Достичь Высшего проще простого, поскольку это ваше собственное бытие. Достаточно просто перестать думать и хотеть чего то, кроме Высшего.

В: А если я не хочу ничего, даже Высшего?

М: Тогда вы уже или мертвец, или Высшее.

В: Мир полон желаний. Все чего то хотят. Кто хочет? Личность или Я?

М: Я. Все желания, праведные и неправедные, исходят из Я, все они держатся на чувстве «я есть».

В: Я ещё могу понять, если праведные желания (сатьякама ) возникают из Я. Это может быть выражением милости Сатчитананды (Бытия Сознания Блаженства) Я. Но почему же неправедные?

М: Цель всех желаний — счастье. Их форма и качество зависят от психики (антахкарана ). Если преобладает инерция (тамас ), мы наталкиваемся на извращения. С энергией (раджас ) разыгрываются страсти. Если преобладает ясность (саттва ), желания мотивируются благожелательностью, состраданием, стремлением сделать кого то счастливым, а не стать самому. Но Высшее за пределами всего; однако из за его бесконечной проницаемости все непреодолимые желания могут исполняться.

В: Какие желания непреодолимые?

М: Желания, которые разрушают желающего или объект желания, или не успокаиваются после их удовлетворения, противоречат Я и не могут быть исполнены. Только желания, основанные на любви, благожелательности и сострадании, благоприятны как для желающего, так и для объекта желания, и могут быть полностью удовлетворены.

В: Все желания приносят боль, как неправедные, так и праведные.

М: Они не одинаковы, и боль не одинакова. Страсть приносит боль, но сострадание — никогда. Вся вселенная стремится исполнить желание, рождённое из сострадания.

В: Высшее сознаёт себя? Безличное сознательно?

М: Источник всего содержит всё. Всё, что из него вытекает, должно присутствовать в нём как семя. И как семя, последнее из множества семян, содержит в себе опыт и