Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

пределы двойственности, не делайте различий между Востоком и Западом.

В: Что делать, когда оказываешься в крайне бездуховном окружении?

М: Ничего не делать. Быть собой. Оставайтесь в стороне. Смотрите поверх.

В: Дома могут быть стычки. Родители редко понимают такое.

М: Когда вы знаете своё истинное бытие, у вас нет проблем. Вы можете угождать родителям или нет, жениться или нет, зарабатывать много денег или нет — для вас не будет никакой разницы. Просто действуйте по обстоятельствам, но в тесном контакте с фактами, с реальностью в каждой отдельной ситуации.

В: Разве это не очень высокое состояние?

М: Нет нет, это нормальное состояние. Вы называете его высоким, потому что боитесь его. Сначала освободитесь от страха. Поймите, что бояться нечего. Бесстрашие — это дорога к Высшему.

В: Никакие усилия не помогут мне стать бесстрашным.

М: Бесстрашие приходит само, когда вы видите, что бояться нечего. Когда вы идёте по многолюдной улице, вы просто обходите людей. Некоторых вы видите хорошо, других — лишь краем глаза, но вы не останавливаетесь. Остановка создаёт пробку. Продолжайте двигаться! Не обращайте внимания на имена и формы, не цепляйтесь за них, ваше цепляние — это ваша тюрьма.

В: Что делать, если человек ударит меня по щеке?

М: Действуйте в соответствии с вашим характером, врождённым или приобретённым.

В: Это неизбежно? Я и мир обречены оставаться такими, какие мы есть?

М: Ювелир, желающий переделать украшение, сначала расплавляет его в бесформенное золото. Таким же образом вам надо вернуться к своему изначальному состоянию, прежде чем смогут возникнуть новые имя и форма. Смерть необходима для обновления.

В: Вы всегда указываете на необходимость выхода за пределы, отчуждения, одиночества. Вы никогда не используете слова «правильно» и «неправильно». Почему?

М: Правильно быть собой, неправильно не быть собой. Всё остальное условно. Вы хотите отделить правильное от неправильного, потому что вам нужна какая то основа для действия. Вы всегда собираетесь что то сделать. Но личностно мотивированное действие, основанное на какой то шкале ценностей, нацеленное на какой то результат, всегда хуже бездействия, потому что его плоды всегда горьки.

В: Осознание и любовь — это одно и то же?

М: Конечно. Осознание активно, любовь — это бытие. Осознание — это любовь в действии. Сам по себе ум может сделать действительными любое число возможностей, но пока они не поддерживаются любовью, они ничего не стоят. Любовь предшествует творению. Без неё есть только хаос.

В: Где в осознании действие?

М: Вы так неизлечимо привязаны к движению! Если нет движения, суеты, беспорядка, вы не называете это действием. Хаос — это движение ради движения. Истинное действие не перемещает, оно трансформирует. Перемена места — это просто перемещение, изменение в сердце — это действие. Помните: ничто воспринимаемое не реально. Деятельность — это не действие. Действие сокрыто, неизвестно, непознаваемо. Вы можете знать только его плоды.

В: Разве не Бог делает всё?

М: Зачем вы вводите внешнего деятеля? Мир воссоздаёт себя из себя самого. Это бесконечный процесс, мимолётное сменяет мимолётное. Ваше эго заставляет вас думать, что должен быть деятель. Вы создаёте Бога по своему образу и подобию, каким бы унылым ни был этот образ. Через плёнку вашего ума вы проецируете мир, а также Бога, чтобы дать ему причину и цель. Это всё воображение — выйдите из него.

В: Как трудно видеть мир чисто ментальным! Его осязаемая реальность кажется такой убедительной.

М: Это загадка воображения — почему оно кажется таким реальным. Вы можете хранить целибат или состоять в браке, быть монахом или иметь семью, это не имеет значения. Являетесь ли вы рабом своего воображения или нет? Какое бы решение вы ни приняли, какую бы работу ни делали, это неизменно будет следствием вашего воображения, ваших убеждений, притворяющихся фактами.

В: Вот я здесь сижу перед вами. Какая часть этого является воображением?

М: Всё. Даже пространство и время воображаемы.

В: Означает ли это, что я не существую?

М: Я тоже не существую. Всё существование воображаемо.

В: Бытие тоже воображаемо?

М: Чистое бытие, наполняющее всё и пребывающее за пределами всего, не является ограниченным существованием. Всё ограниченное воображаемо, только безграничное реально.

В: Когда вы смотрите на меня, что вы видите?

М: Я вижу вас, воображающих, что вы есть.

В: Таких, как я, много. Но все мы разные.

М: Скопление всех проекций — это то, что называется маха майей , Великой Иллюзией.

В: Но