Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

просветления, приближает вас к нему. Всё, что вы делаете, не вспоминая о просветлении, отдаляет вас от него. Но зачем усложнять? Просто знайте, что вы над всеми вещами и мыслями и вне их. Вы уже есть то, чем хотите быть. Просто помните об этом.

В: Я слышу вас, но не могу в это поверить.

М: Я сам был в таком состоянии. Но я доверился своему Гуру, и он оказался прав. Доверьтесь мне, если сможете. Помните то, что я вам говорю: не желайте ничего, потому что у вас есть всё. Сам поиск заслоняет вас от цели.

В: Вы кажетесь таким равнодушным ко всему!

М: Я не равнодушен, я беспристрастен. Я не отдаю предпочтение мне и моему. Корзина земли и корзина драгоценностей одинаково не нужны мне. Жизнь и смерть для меня одно.

В: Беспристрастность делает вас равнодушным.

М: Напротив, сострадание и любовь — моя суть. Лишённый всех предубеждений, я свободен любить.

В: Будда говорил, что идея просветления чрезвычайно важна. Большинство людей идут по жизни даже не зная, что существует такая вещь, как просветление, не говоря уже о стремлении к нему. Но как только они узнали об этом, семя посажено, и оно не может умереть. Поэтому он посылал своих бхикху проповедовать восемь месяцев в году.

М: Мой Гуру говорил: «Человек может дарить еду, одежду, кров, знания, любовь, но высший дар — это проповедь просветления». Вы правы, просветление — это высшее благо. Если вы им обладаете, никто не может отобрать его у вас.

В: Если бы вы говорили подобным образом на Западе, люди приняли бы вас за безумца.

М: Конечно, приняли бы! Для тех, кто не обладает знанием, всё, что не доступно их пониманию, — безумие. И что из того? Пусть остаются такими, какие есть. Я такой, какой я есть, не по своей заслуге, а они такие, какие они есть, не по их вине. Высшая Реальность проявляет себя бесчисленными способами. Её имена и формы не имеют числа. Всё исходит из одного океана и всё опускается в тот же океан, источник всего. Искать причины и результаты — хобби ума. Что есть, достойно любви. Любовь — не результат, это сама основа бытия. Куда бы вы ни направлялись, вы найдёте бытие, сознание и любовь. Зачем создавать предпочтения?

В: Когда из за естественных причин уносятся тысячи и миллионы жизней (как во время наводнений и землетрясений), я не испытываю горя. Но когда один человек погибает от руки другого человека, это доставляет мне сильную боль. Неизбежное обладает собственным величием, но убийства можно избежать, потому то оно безобразно и ужасающе.

М: Всё происходит так, как должно происходить. Бедствия, природные или созданные человеком, происходят, и нет нужды чувствовать себя плохо из за этого.

В: Как всё может происходить без причины?

М: В каждом событии отражается вся вселенная. Изначальная причина не прослеживается. Сама идея причинности — просто способ мыслить и говорить. Мы не можем представить беспричинное возникновение. Это, однако, не является доказательством причинности.

В: Природа не обладает умом, следовательно, она безответственна. Но у человека есть ум. Почему он такой извращённый?

М: Причина извращённости ума также естественна — наследственность, окружение и так далее. Вы слишком скоры на обвинения. Не беспокойтесь о других. Займитесь своим собственным умом. Когда вы поймёте, что ваш ум тоже является частью природы, двойственность исчезнет.

В: В этом есть что то несчастное, я не могу понять, что именно. Как ум может быть частью природы?

М: Природа находится в уме, без ума не было бы и природы.

В: Если природа находится в уме, а ум мой собственный, значит я могу контролировать природу, но этого не происходит. Некие силы, которые мне не подвластны, контролируют моё поведение.

М: Развивайте сознание свидетеля, и ваш собственный опыт покажет вам, что непривязанность приносит контроль. Состояние свидетеля полно силы, в нём нет ничего пассивного.

42

Реальность нельзя выразить словами

Вопрос: Я заметил, что во мне появилось новое «я», не зависящее от старого. Они каким то образом сосуществуют. Старое «я» продолжает следовать своим старым привычкам, новое «я» позволяет старому существовать, но не отождествляет себя с ним.

Махарадж: Каково основное отличие между старым и новым «я»?

В: Старое «я» хочет, чтобы всё было определено и объяснено. Оно хочет, чтобы вещи соответствовали друг другу словесно. Новое не заботится о словесных объяснениях, оно принимает вещи такими, какие они есть, и не пытается сопоставить их с известным.

М: Вы постоянно и полностью осознаёте различие между привычным и духовным? Каково отношение нового «я» к