Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

развиваться. Позвольте вещам происходить так, как они происходят, — они сами себя отсортируют в конце. Вам не нужно рваться к будущему, будущее само придёт к вам. Ещё некоторое время вы будете продолжать ходить во сне, как сейчас, лишённый смысла и ободрения, но этот период закончится, и вы обнаружите, что ваша работа и продуктивна, и легка. Всегда бывают моменты, когда человек чувствует себя опустошённым и отчуждённым. Такие моменты очень желательны, потому что они означают, что душа подняла якорь и отправилась в плавание к отдалённым местам. Это отрешённость — когда старое кончилось, а новое ещё не пришло. Если вы боитесь, это состояние может показаться страданием, но на самом деле бояться нечего. Помните инструкцию: на что бы вы ни натолкнулись — идите за пределы этого.

В: Правило Будды: помнить то, что нужно помнить. Но мне так трудно помнить правильные вещи в правильный момент. Кажется, моё правило — это забывчивость!

М: Не легко помнить, когда всякая ситуация приносит шквал желаний и страхов. Желание, рождённое памятью, является также её разрушителем.

В: Как бороться с желаниями? Нет ничего сильнее их.

М: Воды жизни бьются о камни объектов — желаемых или ненавистных. Удалите камни внутренним видением и отрешённостью, и те же воды потекут спокойно и быстро, в большем объёме и с большей силой. Не оставляйте это на теоретическом уровне, дайте время размышлению и обдумыванию, если вы хотите быть свободным, не игнорируйте ни одного шага к свободе. Это подобно взбиранию на гору: нельзя пропустить ни одного шага. Не хватит одного лишь шага — и вершина не достигнута.

54

Тело и ум — симптомы неведения

Вопрос: Мы как то обсуждали личность — свидетеля — абсолют (вьякти вьякта авьякта ). Насколько я помню, вы говорили, что реален только абсолют, а свидетель является абсолютом только в определённой точке пространства и времени. Личность — это организм, грубый и тонкий, освещённый присутствием свидетеля. Мне это не очень понятно, мы не могли бы обсудить это снова? Вы также используете термины махадакаша , чидакаша и парамакаша . Как они соотносятся с личностью, свидетелем и абсолютом?

Махарадж: Махадакаша — это природа, океан существования, физическое пространство со всем, к чему можно прикоснуться посредством органов чувств. Чидакаша — это простор осознания, ментальное пространство времени, восприятия и познания. Парамакаша — это вневременная и внепространственная реальность, без умная , недифференцированная, бесконечная потенциальность, источник и начало, суть и основа, материя и сознание — и, тем не менее, она за пределами всего этого. Её нельзя воспринять органами чувств, но можно пережить как то, что вечно свидетельствует свидетеля, воспринимает воспринимающего, как начало и конец всего проявленного мира, корень времени и пространства, первопричину в любой цепи причин и следствий.

В: В чём разница между вьяктой и авьяктой ?

М: Разницы нет. Они как свет и дневной свет. Вселенная наполнена светом, которого вы не видите, но этот самый свет вы можете видеть днём. И то, что видно благодаря дневному свету, есть вьякти . Личность всегда является объектом, свидетель — субъектом, а их связь взаимной зависимости — это отражение их абсолютной идентичности. Вам кажется, что это различные отдельные состояния. Но это не так. Они являются одним и тем же сознанием в покое и в движении, причём каждое из этих состояний сознаёт другое. В чит человек познаёт Бога, а Бог познаёт человека. В чит человек даёт форму миру, а мир даёт форму человеку. Чит — это связующее звено, мост между противоположностями, уравновешивающий и объединяющий фактор в любом переживании. Тотальность воспринимаемого — это то, что вы называете материей. Тотальность всех воспринимающих — это то, что вы называете универсальным умом. Их идентичность, проявляющая себя как восприимчивость и процесс восприятия, гармония и мудрость, привлекательность и любовь, вечно подтверждает себя.

В: Три гуны — саттва , раджас , тамас — они существуют только в материи, или также и в уме?

М: И там и там, конечно же, потому что материя и ум неразделимы. Только абсолют за пределом гун . На самом деле это только точка зрения, способ описания. Они существуют только в уме. Вне ума все различия исчезают.

В: Вселенная является продуктом органов чувств?

М: Как вы воссоздаёте свой мир при пробуждении, также разворачивается и вселенная. Ум с его пятью органами восприятия, пятью органами действия, пятью носителями сознания проявляется как память, мысли, разум и эго.

В: Наука сильно