Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

прийти к вам со стороны. Только ваши собственные чувства и понимание важны и полезны. Слова, услышанные или прочитанные, только создают образы в вашем уме, но вы не являетесь ментальным образом. Вы — сила восприятия и действия за пределом образа.

В: Мне кажется, вы советуете мне фиксироваться на себе до степени эгоизма. Разве я не должен интересоваться другими людьми?

М: Ваш интерес к другим людям эгоистичен, эгоцентричен и своекорыстен. Вы интересуетесь другими людьми не как личностями, а как средством обогащения и облагораживания вашего образа себя. Предельный эгоизм — заботиться только о безопасности, выживании и размножении своего тела. Под телом я подразумеваю всё, что относится к вашему имени и форме — ваша семья, племя, страна, раса и т.д. Быть привязанным к собственному имени и форме — это эгоизм. Человек, который знает, что не является ни телом, ни умом, не может быть эгоистичным, поскольку у него нет эго. Или, можно сказать, что он одинаково «эгоистичен» от лица каждого, кто ему встречается, благо каждого — его собственное. Чувство «я есть мир, мир есть я» становится совершенно естественным. Когда оно устанавливается, просто невозможно быть эгоистом. Быть эгоистом — значит жаждать, требовать, собирать в пользу какой то одной части против целого.

В: Человек может быть очень богатым благодаря наследству, или браку, или просто счастливому случаю.

М: Если вы не держитесь за богатство, оно уйдёт от вас.

В: Можете ли вы в вашем настоящем состоянии любить другого человека как личность?

М: Я есть эта другая личность, другая личность есть я. Мы различаемся именем и формой, но мы неразделимы. В корне нашего бытия мы одно.

В: Разве не то же самое происходит, когда люди любят друг друга?

М: То же, но они не сознают этого. Они чувствуют привязанность, но не знают её причины.

В: Почему любовь так избирательна?

М: Любовь не избирательна, избирательно желание. В любви чужих нет. Когда центра эгоизма больше нет, все желания удовольствий и страх боли прекращаются. Вы перестаёте быть заинтересованными в обретении счастья, поскольку за пределами счастья лежит чистая интенсивность, неистощимая энергия, экстаз отдавания из вечного источника.

В: Не стоит ли мне начать с решения проблемы правильного и неправильного?

М: Люди принимают за хорошее то, что приятно, а то, что приносит боль, считают плохим.

В: Да, мы, обычные люди, считаем именно так. А как это видится вам, на уровне единственности? Что для вас хорошо и что плохо?

М: То, что усиливает страдания, плохо, а что убирает их, — хорошо.

В: Значит, для вас в страданиях нет ничего хорошего? Есть религии, в которых страдания считаются хорошими и благородными.

М: Карма, или судьба, — это выражение благотворного закона: всеобщее стремление к равновесию, гармонии, единству. Что бы ни происходило в каждый миг, происходит к лучшему. Оно может казаться болезненным или уродливым, горьким и бессмысленным страданием, однако, принимая во внимание прошлое и будущее, это единственный выход из бедственной ситуации.

В: Страдает ли человек только за свои собственные грехи?

М: Человек страдает вместе с тем, чем себя считает. Если вы считаете себя единым со всем человечеством, вы и страдаете со всем человечеством.

В: И поскольку вы утверждаете, что едины со всей вселенной, вашим страданиям нет конца во времени и пространстве!

М: Быть — значит страдать. Чем уже круг моего самоотождествления, тем сильнее страдания, вызванные желаниями и страхами.

В: Христианство считает страдания очищающими и облагораживающими, а индуизм смотрит на них с неприязнью.

М: Христианство — это один способ словосложения, а индуизм — другой. Реальное находится за пределами слов, оно невыразимо, воспринимаемо напрямую, взрывоподобно в своём воздействии на ум. Его легче получить, когда ничего другого не хочется. Нереальное создаётся воображением и увековечивается желанием.

В: Разве может не быть никакого необходимого и правильного страдания?

М: Случайная боль неизбежна и кратковременна, намеренная боль, вызванная даже с наилучшими побуждениями, бессмысленна и жестока.

В: Вы бы стали наказывать за преступления?

М: Наказание — это узаконенное преступление. В обществе, построенном на предотвращении, а не на воздаянии, было бы гораздо меньше преступлений. Такие исключения, как нездоровый ум и тело, могут быть вылечены врачами.

В: Кажется, вы не считаете религию полезной.

М: Что такое религия? Облако в небе. Я живу на небе, а не на облаках, которые представляют собой множество связанных вместе слов.