Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

не существует такой вещи, как тело — это не что иное, как состояние ума. У вас может быть много тел и таких разных, каких только пожелаете, просто помните постоянно, чего вы хотите, и отвергайте несовместимое.

В: Я ощущаю себя коробочкой в коробочке, которая тоже в коробочке и т.д., где внешняя коробочка — это тело, а следующая за ней — живущая в нём душа. Уберите внешнюю коробочку, и следующая за ней станет телом, а ещё следующая — душой. Это нескончаемый процесс, бесконечное открывание коробочек, будет ли последняя из них абсолютной душой?

М: Если у вас есть тело, у вас должна быть и душа, отсюда и ваше сравнение с выводком коробочек. Но здесь и сейчас сквозь все ваши тела и души сияет осознание, чистый свет чит . Держитесь за него как можно крепче. Без осознания тело не продержится и секунду. В теле проходит поток энергии, любви и мудрости, который ведёт, поддерживает и заряжает тело энергией. Обнаружьте этот поток и оставайтесь с ним.

Конечно, это только способ описания. Слова в такой же степени являются преградой, в какой они являются и мостом. Найдите искру жизни, которая плетёт ткань вашего тела, и будьте с ней. Это единственная реальность, которая есть у тела.

В: Что происходит с этой искрой жизни после смерти?

М: Она вне времени. Рождение и смерть — просто точки во времени. Жизнь вечно плетёт свои сети. Плетение происходит во времени, но сама жизнь вне времени. Каким бы именем и формой вы ни наделяли её проявления, она как океан — неизменная, вечно меняющаяся.

В: Всё, что вы говорите, кажется очень убедительным, но моё чувство, что я просто личность в странном и чужом мире, часто враждебном и опасном, остаётся. Будучи личностью, ограниченной в пространстве и времени, каким образом я могу реализовать себя как нечто противоположное — обезличенное, универсальное осознание ничего конкретного?

М: Вы утверждаете, что вы то, чем на самом деле не являетесь, и отрицаете то, чем являетесь. Вы упускаете элемент чистого познания, осознания, свободного от всех искажений личности. Пока вы не признаете реальность чит , вы никогда не познаете себя.

В: Что мне делать? Я не вижу себя так, как видите меня вы. Может, вы и правы, а я не прав, но как мне перестать быть тем, чем я себя чувствую?

М: Принца, который верит, что он нищий, можно убедить в обратном только одним путём: он должен вести себя как принц и посмотреть, что произойдёт. Ведите себя так, как будто мои слова для вас правда, и судите по тому, что будет происходить. Я прошу от вас только немного веры, чтобы сделать первый шаг. С опытом придёт уверенность, и я вам больше не понадоблюсь. Я знаю, кто вы, и говорю вам. Доверьтесь мне ненадолго.

В: Чтобы быть здесь и сейчас, мне нужны моё тело и мои чувства. Чтобы понять, мне нужен ум.

М: Тело и ум — просто симптомы неведения, непонимания. Ведите себя так, как будто вы чистое осознание, без тела и ума, вне пространства и времени, за пределами «где», «когда» и «как». Живите в этом, думайте об этом, учитесь принимать эту реальность. Не противодействуйте ей и не отрицайте её всё время. Хотя бы держите ум открытым. Йога — это подчинение внешнего внутреннему. Пусть ваш ум и тело выражают реальное, которое есть всё и за пределами всего. Вы добьетесь успеха действием, а не спором.

В: Пожалуйста, позвольте мне вернуться к моему первому вопросу. Откуда берётся ошибка отождествления с личностью?

М: Абсолютное предшествует времени. Сначала приходит осознание. Коллекция воспоминаний и ментальных привычек привлекает внимание, осознание обретает фокус и внезапно появляется личность. Удалите свет осознания, погрузитесь в глубокий сон или упадите в обморок — и личность исчезнет. Личность (вьякти ) мерцает, осознание (вьякта ) содержит всё пространство и время, абсолют (авьякта ) — Есть .

55

Откажитесь от всего, и обретёте всё

Вопрос: Каково ваше состояние в настоящий момент?

Махарадж: Состояние не переживания. Оно включает все переживания.

В: Вы можете проникнуть в ум и сердце другого человека и разделить с ним его переживание?

М: Нет. Такие вещи требуют специальной тренировки. Я подобен торговцу пшеницей. Я почти ничего не знаю о хлебе и тортах. Я могу даже не знать вкуса пшеничной каши. Но о пшеничном зерне я знаю всё и очень хорошо. Я знаю источник всех переживаний. Но бесчисленные частные формы, которые обретает переживание, мне не известны. Мне и не нужно их знать. От мгновения к мгновению то малое, что мне нужно знать, чтобы жить своей жизнью, я каким то образом узнаю.

В: Ваше частное существование и моё частное