Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

конфликты жизни и смерти, боли и удовольствия, надежды и страха. Вы не можете избавиться от проблем, не стряхнув с себя иллюзии.

В: Личность ограничена естественным образом.

М: Нет такой вещи как личность. Есть только связанность и ограничения. Их общая сумма составляет личность. Вы думаете, что знаете себя, когда знаете, чем вы являетесь. Но вы никогда не знаете, кто вы. Личность только кажется существующей, как пространство внутри кувшина кажется обладающим определённой формой, объёмом и запахом кувшина. Поймите, что вы не то, чем себя считаете. Боритесь со всей своей силой против представления о том, что вас можно назвать и описать. Это неправильно. Отказывайтесь думать о себе в терминах того или этого. Нет другого пути из несчастья, которое вы создали для себя слепым принятием фактов без исследования. Страдание — это призыв к поиску, любая боль требует исследования. Не ленитесь размышлять.

В: Активность — это сущность реальности. Отказ от работы — не добродетель. Кроме размышления надо делать что то ещё.

М: Работать в мире трудно, воздерживаться от любой ненужной работы ещё труднее.

В: Для такого человека, как я, всё это кажется невозможным.

М: Что вы знаете о себе? Вы можете быть только тем, чем вы являетесь в реальности, вы можете только казаться тем, чем вы не являетесь. Вы никогда не отходили от совершенства. Любая идея самосовершенствования концептуальна и вербальна. Как солнце не знает тьмы, так и Я не знает не Я. Это ум, познавая другое, становится другим. Однако ум есть не что иное, как Я. Это Я становится другим, становится не Я, и в то же время остаётся собой. Всё остальное — допущение. Как облако скрывает солнце, никоим образом не влияя на него, так и допущение скрывает реальность, не разрушая её. Сама идея разрушения реальности смехотворна. Разрушитель всегда более реален, чем разрушаемое. Реальность — это конечный разрушитель. Любое разделение, любой отрыв и отчуждение ложные. Всё есть одно — это абсолютное решение любой проблемы.

В: Как так получается, что, несмотря на такое количество инструкций и поддержки, мы не движемся вперёд?

М: Пока мы воображаем себя отдельными личностями, независимыми друг от друга, мы не можем ухватить реальность, сущность которой безличностна. Сначала мы должны познать себя как свидетелей, безразмерных и безвременных центров наблюдения, а затем осознать тот необъятный океан чистого осознания, который одновременно является умом, материей и тем, что за пределами обоих.

В: Чем бы я ни был в реальности, я чувствую себя маленькой отдельной личностью, одной из многих.

М: Вы ощущаете себя личностью благодаря иллюзии пространства и времени, вы воображаете себя конкретной точкой, занимающей определённый объём, ваша личность возникла благодаря вашему самоотождествлению с телом. Ваши мысли и чувства существуют последовательно, они занимают определённый интервал во времени и с помощью памяти заставляют вас воображать, будто вы продолжительны. В действительности время и пространство существуют в вас, а не вы в них. Они просто являются способами восприятия, но не единственными. Время и пространство подобны словам, написанным на бумаге. Бумага реальна, а слова — всего лишь соглашение. Сколько вам лет?

В: Сорок восемь!

М: Что заставляет вас говорить: «Сорок восемь»? Что заставляет вас говорить: «Я здесь»? Словесные привычки, порождённые допущением. Ум создаёт время и пространство и принимает своё собственное создание за реальность. Всё существует здесь и сейчас, но мы этого не видим. Истина в том, что всё существует во мне и благодаря мне. Ничего больше нет. Сама идея чего то «ещё» — это беда и несчастье.

В: В чём причина отождествления с личностью, ограничения во времени и пространстве?

М: То, что не существует, не может иметь причину. Не существует такой вещи, как отдельная личность. Даже с эмпирической точки зрения ясно, что всё является причиной всего, что всё такое, какое есть, потому что вся вселенная такая, какая есть.

В: И всё же отождествление с личностью должно иметь причину.

М: Как появляется личность? Благодаря памяти. Благодаря отождествлению настоящего с прошлым и проецирования его в будущее. Думайте о себе как о чём то мгновенном, без прошлого и будущего, и ваша личность растворится.

В: А «я есть» останется?

М: Слово «останется» не подходит. «Я есть» всегда присутствует изначально. Вам не нужна память, чтобы быть . На самом деле, прежде чем вы сможете испытать что либо, должно присутствовать чувство бытия. Сейчас ваше бытие смешано с переживанием. Вам просто