Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

жизни — себе. Вы центр своей собственной вселенной — не зная центр, что вы знаете?

В: Но как я могу познать себя? Чтобы познать себя, мне надо быть отдельным от себя. Но то, что отдельно от меня, не может быть мной. Получается, что я не могу познать себя, а только то, что я принимаю за себя.

М: Совершенно верно. Как вы не можете видеть своё лицо, а только его отражение в зеркале, так вы можете познать только образ себя, отражённый в незапятнанном зеркале чистого осознания.

В: Как получить это незапятнанное зеркало?

М: Очевидно, удалив с него все пятна. Надо увидеть все пятна и удалить их. Древнее учение абсолютно неоспоримо.

В: Что значит видеть и что значит удалять?

М: Природа безупречного зеркала такова, что вы не можете его увидеть. Всё; что вы можете увидеть, непременно окажется пятном. Отвернитесь от него, отбросьте его, это не то, что вам нужно.

В: Всё воспринимаемое является пятнами?

М: Всё является пятнами.

В: Весь мир — это пятно.

М: Да.

В: Это ужасно! Значит, вселенная ничего не значит?

М: Она имеет огромное значение. Выходя за её пределы, вы познаёте себя.

В: Но почему она появилась вначале?

М: Вы узнаете это, когда она закончится.

В: Она когда нибудь закончится?

М: Да, для вас.

В: Когда она началась?

М: Сейчас.

В: Когда она закончится?

М: Сейчас.

В: Но она сейчас не заканчивается?

М: Вы ей не позволяете.

В: Я хочу ей позволить.

М: Не хотите. Вся ваша жизнь связана с ней. Ваше прошлое и будущее, ваши желания и страхи, всё глубоко укоренилось в этом мире. Без этого мира, где вы, кто вы?

В: Но это именно то, что я пришёл узнать.

М: И я говорю вам именно это: найдите опору за его пределами, и всё станет ясно и легко.

32

Жизнь — Высший Гуру

Вопрос: Мы вдвоём приехали издалека, один из нас приехал из Великобритании, другой из Америки. Мир, в котором мы родились, разваливается на части. Мы молоды, и нас это беспокоит. Старики надеются умереть своей собственной смертью, но молодые потеряли надежду. Многие из нас отказываются убивать, но никто не может отказаться быть убитым. Мы можем надеяться привести мир в порядок до конца своих жизней?

Махарадж: Почему вы думаете, что мир пропадёт?

В: Инструменты разрушения стали невероятно могущественными. Сама наша производительность стала разрушительной по природе и уничтожает наши культурные и социальные ценности.

М: Вы говорите о нашем времени. Но так было всегда и везде. Эта ситуация может быть временной и локальной. Она кончится, и всё забудется.

В: Масштаб надвигающейся катастрофы невероятно велик. Мы живём в центре взрыва.

М: Каждый человек страдает в одиночку и умирает в одиночку. Числа здесь неуместны. Когда умирает миллион человек, смерть так же велика, как когда умирает один.

В: Природа может уничтожить миллион человек, но меня это не пугает. В этом может быть трагедия, загадка, но не жестокость. Меня ужасают страдания, разрушение и опустошение, вызванные людьми. Природа великолепна в своих деяниях. Но в действиях человека столько подлости и безумия!

М: Верно. Итак, ваша проблема — не страдания и смерть, а подлость и безумие в их основе. Не является ли подлость формой безумия? И не является ли безумие неправильным использованием ума? Проблема человечества лежит только в неправильном использовании ума. Все сокровища природы и духа открыты человеку, который использует свой ум правильно.

В: Что значит использовать ум правильно?

М: Страх и жадность являются причиной неправильного использования ума. Правильное использование ума — это служение любви, жизни, истине, красоте.

В: Легче сказать, чем сделать. Любовь к истине, к человеку, доброта — какая роскошь! Чтобы исправить мир, нужно много хорошего, а где его взять?

М: Вы можете потратить вечность в поисках истины и любви, понимания и доброты, умоляя Бога и людей помочь вам, и всё впустую. Вы должны начать с себя. Это неумолимый закон. Вы не можете изменить отражение, не изменив лица. Сначала поймите, что ваш мир — лишь отражение вас самих, и перестаньте искать недостатки в отражении. Обратитесь к себе, исправьте себя ментально и эмоционально. Физические изменения последуют автоматически. Вы так много говорите о реформах: экономических, социальных, политических. Оставьте реформы в покое и займитесь реформатором. Какой мир может создать человек, который глуп, жаден и бессердечен?

В: Если нам придётся ждать преображения человека, то мы будем ждать вечно. Ваш совет невыполним, он может принести только отчаяние. Если всё будут совершенны, то и мир будет совершенен.