Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

существования.

В: Реализованный человек ест, пьёт и спит. Что заставляет его это делать?

М: Та же сила, которая движет вселенной, движет и им.

В: Всеми движет одна и та же сила. Так в чём же разница?

М: Только в одном: реализованный человек знает то, о чём другие просто слышат, но не испытывают. Интеллектуально их можно убедить, но на деле они выдают своё рабство, а реализованный человек всегда прав.

В: Все говорят: «Я есть». Реализованный человек тоже говорит: «Я есть». В чём разница?

М: Разница в значении, придаваемом словам «я есть». Для реализованного человека переживание «я есть мир, этот мир — мой» абсолютно реально: он думает, чувствует и действует целостно и в согласии со всем живущим. Он может даже не знать о теории и практике самореализации, вырасти незатронутым какими либо религиозными или метафизическими концепциями. Но его понимание и сострадание будет безупречно.

В: Я могу встретить нищего, раздетого и голодного и спросить его: «Кто ты?» Он ответит: «Я есть Высшее Я». «Отлично, — скажу я, — раз ты Высшее, измени своё нищенское состояние». Что он сделает?

М: Он спросит вас: «Какое состояние? Что нуждается в изменении? Разве со мной что то не так?»

В: Почему он так ответит?

М: Потому что он больше не связан внешним, он не отождествляет себя с именем и формой. Он использует память, но память не может использовать его.

В: Разве знание не основано на памяти?

М: Низшее знание — да. Высшее знание, знание Реальности, неотделимо от истинной природы человека.

В: Могу ли я сказать, что не являюсь ни тем, что сознаю, ни самим сознанием?

М: Пока вы в поиске, лучше придерживаться идеи того, что вы есть чистое сознание, лишённое содержания. Выход за пределы сознания есть Высшее состояние.

В: Желание реализации возникает в сознании или вне его?

М: Конечно, в сознании. Все желания рождаются из памяти, в пределах сознания. То, что за его пределами, свободно от стремлений. Даже желание выйти за пределы сознания находится в сознании.

В: Оставляет ли запредельное хоть какой то след или отпечаток на сознании?

М: Нет, это невозможно.

В: Тогда как они связаны? Как можно обнаружить проход между двумя состояниями, если у них нет ничего общего? Разве чистое осознание не связывает их?

М: Даже чистое осознание — всего лишь форма сознания.

В: Тогда что за пределами? Пустота?

М: Пустота тоже относится к сознанию. Полнота и пустота — относительные понятия. Реальное на самом деле за пределами всего этого — за пределами не относительно сознания, а за пределами всех отношений. Трудность возникает из за слова «состояние». Реальное не является состоянием чего либо, это не состояние ума, сознания или психики, оно не имеет ни начала, ни конца, ни бытия, ни небытия. Все противоположности содержатся в нём, но оно не участвует в игре противоположностей. И вы не должны принимать его за конец перехода. Реальное существует само по себе, когда сознания как такового больше нет. Тогда слова «я человек» или «я Бог» не имеют значения. Только в темноте и безмолвии оно может быть увидено и услышано.

23

Различение ведёт к непривязанности

Махарадж: Вы все промокли насквозь, потому что на улице ливень. А в моём мире всегда хорошая погода. Там нет ни ночи, ни дня, ни жары, ни холода. Меня не осаждают ни заботы, ни сожаления. Мой ум свободен от мыслей, поскольку нет желаний, требующих удовлетворения.

Вопрос: Существует два мира?

М: Ваш мир неустойчивый, непостоянный. Мой мир совершенный, неизменный. Вы можете рассказать мне, что есть замечательного в вашем мире, я буду внимательно слушать, даже с интересом, но ни на мгновение не забуду, что вашего мира не существует, что вы видите сон.

В: Что отличает ваш мир от моего?

М: Мой мир не имеет характеристик, которыми его можно было бы описать. О нём нельзя ничего сказать. Я и есть мой мир. Мой мир — это я. Он полон и совершенен. Все впечатления стёрты, все переживания отклонены. Я ни в чём не нуждаюсь, даже в себе, потому что не могу потерять себя.

В: Даже в Боге?

М: Все эти понятия и признаки существуют в вашем мире. В моём ничего такого нет. Мой мир прост и бесхитростен.

В: И там ничего не происходит?

М: Всё, что происходит в вашем мире, действительно и вызывает реакцию только в нём одном. В моём мире ничего не происходит.

В: Сам факт восприятия вами вашего мира предполагает двойственность, присущую всему переживанию.

М: На словах это так. Но ваши слова не достигают меня. Мой мир невербален. В вашем мире не произнесённое вслух не существует. В моём не существуют