Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

в сознании формируют вселенную. То, что за пределами того и другого и поддерживает обоих, есть высшее состояние, состояние предельного покоя и тишины. Кто бы ни отправился туда, исчезает. Оно недостижимо для слов и ума. Можете называть это Богом, или Парабрахманом , или Высшей Реальностью, но эти имена даются умом. Это состояние без имени, без содержания, без усилий, спонтанное, за пределами бытия и небытия.

В: Но пребывающий там сохраняет сознание?

М: Как вселенная является телом для ума, так и сознание является телом для высшего. Высшее не сознаёт, но является источником сознания.

В: В моей повседневной деятельности многое происходит по привычке, автоматически. Я осознаю общую цель, но не каждое движение в деталях. По мере того как моё сознание расширяется и углубляется, детали отступают, освобождая место для общих направлений. Это то же, что происходит с джняни , только в более глубокой степени?

М: На уровне сознания — да. В высшем состоянии, нет. Это состояние абсолютно целостно и неделимо, единая сплошная масса реальности. Единственный способ познать его — быть им. Ум не способен постичь его. Для его восприятия не нужны органы чувств, для его познания не нужен ум.

В: Так Бог управляет миром.

М: Бог не управляет миром.

В: Тогда кто?

М: Никто. Всё происходит само собой. Вы задаёте вопрос и сами навязываете ответ. Вы уже знаете ответ, когда задаёте вопрос. Всё есть игра в сознании. Все разделения иллюзорны. Знать можно только ненастоящее, истиной нужно быть .

В: Есть наблюдаемое сознание и есть наблюдающее сознание. Высшим является второе?

М: Есть двое — личность и наблюдатель, свидетель. Когда вы видите их как одно и выходите за его пределы, вы в высшем состоянии. Оно невоспринимаемо, потому что оно есть то, что делает восприятие возможным. Оно вне бытия и небытия. Оно не зеркало и не отражение в зеркале. Оно то, что есть, — безвременная реальность, невероятно прочная и цельная.

В: Джняни — это свидетель или Высшее?

М: Высшее, конечно, но его можно также рассматривать как свидетеля вселенной.

В: Но он остаётся личностью?

М: Когда вы считаете себя личностью, вы везде видите личности. В действительности личности нет, есть только нити памяти и привычки. В момент реализации личность исчезает. Индивидуальность остаётся, но индивидуальность — это не личность, индивидуальность присуща самой реальности. Личность не существует сама по себе, она есть отражение свидетеля, «я есть», являющегося формой бытия, в уме.

В: Высшее сознательно?

М: Оно не сознательно и не бессознательно. Я говорю это, исходя из собственного опыта.

В: Праджнянам Брахма . Что такое Праджня ?

М: Это несамосознательное знание самой жизни.

В: Является ли это живостью, жизненной энергией, жизненностью?

М: Энергия первична. Поскольку всё есть форма энергии. Сознание наиболее дифференцированно в состоянии бодрствования. Меньше — во сне со сновидениями. Ещё меньше — в глубоком сне без сновидений. Однородно — в четвёртом состоянии. За пределами этого — невыразимая монолитная реальность, сфера джняни .

В: Я порезал руку. Она зажила. Какая сила её вылечила?

М: Сила жизни.

В: Что это за сила?

М: Это сознание. Всё сознательно.

В: Что является источником сознания?

М: Сознание само является источником всего.

В: Может ли существовать жизнь без сознания?

М: Нет, как и сознание без жизни. Они есть одно. Но в реальности есть только Абсолют. Остальное — дело имени и формы. И пока вы цепляетесь за идею того, что существует только то, что имеет имя и форму, Высшее будет казаться вам несуществующим. Когда вы поймёте, что имена и формы — это пустые скорлупки без какого бы то ни было содержания, что реальное безымянно и бесформенно, чистая энергия жизни и свет сознания, тогда вы найдёте покой — погрузитесь в глубокую тишину реальности.

В: Если время и пространство всего лишь иллюзии, и вы за пределами этого, пожалуйста, скажите мне, какая сейчас погода в Нью Йорке. Там жарко или идёт дождь?

М: Как я могу это сказать? Такие вещи требуют специальной тренировки. Или просто поездки в Нью Йорк. Я могу быть абсолютно уверен, что я вне времени и пространства, и в то же время не смогу поместить себя по желанию в какую то точку времени и пространства. Я недостаточно в этом заинтересован. Я не вижу смысла в специальной йоги ческой практике. Я просто слышал о Нью Йорке. Для меня это всего лишь слово. Зачем мне знать о нём больше, чем может выразить слово? Каждый атом может быть вселенной, такой же сложной, как наша. Должен ли я знать их все? Я могу,