Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

Что именно вы испытывали, находясь в правильном настроении?

В: Ощущение внутренней неподвижности, покоя и тишины.

М: Вы замечали, что становились бессознательны?

В: Да, иногда, и на короткое время. В основном я просто становился спокойным, внутренне и внешне.

М: Какой это был покой? Что то похожее на глубокий сон, но в сознании? Что то вроде бодрствующего сновидения?

В: Да. Осознанный сон (джагрит сушупти ).

М: Самое главное — освободиться от негативных эмоций: желаний, страха и т.д., то есть «шести врагов» ума. Как только ум освобождается от них, остальное приходит само собой. Так же как ткань очищается в мыльной воде, так и ум очищается в потоке чистого чувства.

Когда вы спокойно сидите и наблюдаете себя, на поверхность может выйти всё что угодно. Не обращайте на это внимание, никак не реагируйте, как это пришло, так оно и уйдёт, само собой. Всё, что имеет значение, — это осознание, осознание себя или, скорее, своего ума.

В: Под «собой» вы имеете в виду повседневное «я»?

М: Да, личность. Только её можно наблюдать объективно. Наблюдатель находится за пределами наблюдения. То, что можно наблюдать, не есть истинное Я.

В: Я всегда могу наблюдать наблюдателя, в постоянном удалении.

М: Вы наблюдаете наблюдение, а не наблюдателя. Вы знаете, что являетесь изначальным наблюдателем, через прямой опыт, а не через логический процесс, основанный на наблюдении. Вы есть то, что вы есть, но вы знаете то, чем вы не являетесь. Я известно как бытие, не Я известно как иллюзорное. Но в действительности всё существует в уме. Наблюдаемое, наблюдение и наблюдатель — это ментальные конструкции. Есть только Я.

В: Зачем ум создаёт все эти разделения?

М: Такова природа ума — разделять и выделять частное. В этом нет ничего плохого. Но разделение не соответствует действительности. Вещи и люди разные, но они не разделены. Природа едина, реальность едина. Есть противоположности, но нет противостояния.

В: По природе я очень активен. Здесь мне советуют избегать активности. Чем больше я пытаюсь оставаться неактивным, тем больше мне хочется чего то делать. Это делает меня не только активным внешне, но и борющимся внутренне быть тем, чем я по природе не являюсь. Есть ли лекарство против желания трудиться?

М: Есть разница между трудом и простой активностью. Вся природа трудится. Труд — это природа, а природа — труд. С другой стороны, активность основана на желании и страхе, на желании обладать и наслаждаться, на страхе боли и уничтожения. Труд делается целым для целого, активность — самим для себя.

В: Есть ли лекарство от активности?

М: Наблюдайте её, и она прекратится. Используйте любую возможность, чтобы напоминать себе, что вы связаны, что всё происходящее с вами является следствием вашего телесного существования. Желания, страх, беспокойство, радость — они не могут появиться, если нет вас, которому они являются. Однако, что бы ни происходило, оно указывает на ваше существование как на центр восприятия. Не обращайте внимания на эти указатели и осознавайте то, на что они указывают. Это очень просто, но это нужно сделать. Значение имеет только настойчивость, с которой вы возвращаетесь к себе.

В: Я действительно попадаю в особые состояния глубокой углублённости в себя, но непредсказуемо и очень ненадолго. Я не могу контролировать эти состояния.

М: Тело — вещь материальная, ей требуется время, чтобы измениться. Ум — это набор ментальных привычек, образов мышления и чувствования, и чтобы измениться, они должны быть вынуты на поверхность и исследованы. Это тоже требует времени. Просто примите решение и настойчиво ему следуйте, остальное само позаботится о себе.

В: Мне кажется, я ясно осознаю, что надо сделать, но я устаю, впадаю в депрессию и ищу компании людей, таким образом теряя время, которое следовало бы потратить на уединение и медитацию.

М: Делайте то, что вам хочется делать. Не изводите себя. Насилие над собой сделает вас жёстким и грубым. Не боритесь с тем, что вы принимаете за препятствия на пути. Просто интересуйтесь ими, следите за ними, наблюдайте их, исследуйте. Позвольте случаться всему — и хорошему, и плохому. Но не позволяйте себе быть поглощённым тем, что происходит.

В: В чём цель постоянного напоминания себе, что ты свидетель?

М: Ум должен понять, что за активным умом есть неизменный фон осознания. Ум должен узнать истинное Я и уважать его, и прекратить закрывать его собой, как луна, закрывающая солнце во время солнечного затмения. Просто осознайте, что ничто из того, что можно наблюдать или переживать, не является