Манфред Луркер

Египетский символизм

он, должно быть, возник из раны бога. Эта рыба была также приписана Хатор из Эсны, и ее иногда изображали на короне Хатор. Рыб связывали даже с солнцем: Хромис со своими розовыми плавниками и лазурно-голубой абду (рыба Абидоса) сопровождали ладью Солнца и сообщали о приближении враждебной змеи.

САТИС

Со времен Среднего царства Сатис считается хозяйкой Элефантины и женой бога-творца Хнума. Сатис является жертвовательницей воды, которую она - согласно Текстам Пирамид (1116) - подает умершим для очищения. Ее изображают в человеческом облике, с верхнеегипетской короной на голове. По обеим сторонам короны располагаются рога антилопы. При отождествлении Хнума с Ра она стала глазом Ра и переняла от Хатор, которая также считалась солнечным глазом, черты богини женщин и любви.

САХМЕТ

Мемфисская триада. Справа налево: Пта, Сахмет, Нефертем

Вместе со своим мужем Пта и их сыном Нефертемом Сахмет образует триаду Мемфиса. Ее имя означает могущественная, ее сущность - богиня войны. Она сопровождает правителя - часто ее называют его матерью - во время сражения. Повсюду она сеет страх; приверженцы Сета и даже змея Апоп становятся ее жертвами. Сахмет изображается в виде львицы или женщины с львиной головой; ее оружие - стрелы, которыми она поражает сердца; из стрел исходит пламя. Горячие ветры пустыни считались огненным дыханием богини. Ее связывают с у реем, извергающим огонь, и тем самым с глазом Ра. С возвышением Фив до столицы местная богиня Мут после слияния с Сахмет снова стала здесь почитаться. Царь Аменхотеп III приказал поставить вокруг храма многочисленные львиноголовые статуи Мут-Сахмет. Наконец, нужно упомянуть Сахмет еще и как колдунью, магические знания она использовала для исцеления (в медицинских целях).

СВЕТ

Как и у других народов, у египтян свет из-за его апотропической силы был на службе божественного. В новогоднюю ночь в храмах зажигались светильники. Плутарх говорит даже о вечной лампе, имея в виду светильники, которые держали горящими перед изображением бога. В изгнании тьмы и связанной с этим защите от тифонических сил свет становился символом чистоты и добра. За умершими признавалось право на пламя, указывающее путь и защищающее от демонов. Книга Мертвых (гл.137) рассказывает об излучающем глазе Гора, который разрушает тройное превосходство Сета и оживляет усопших как огонь второго рождения. В другом месте дух огня произносит следующие поэтические слова: Благодаря моему огню тянутся к свету заселенные гробницами горы.

СВИНЬЯ

Как позднее в исламе, свинья в Древнем Египте считалась нечистой, она воспринималась как животное, сопровождавшее злого Сета. В Книге Мертвых (гл.112) говорится, что Сет под личиной черного кабана напал на Гора и повредил ему глаз, по другой версии, - проглотил глаз. На рельефе храма в Эдфу Гор преследует Сета-кабана. Свинья оказывается связанной с луной: ее забивают на празднике луны и преподносят богу и богине Луны (Озирису и Изиде). В мифе рассказывается, как богиня Неба Нут приняла облик свиньи и проглотила своих детей (звезды). Но каждый вечер детеныши снова нарождались от небесной свиньи. Как символ плодовитости и неиссякаемости источника жизни свинья со своими поросятами вплоть до наших дней дошла как любимый амулет египтян и знак благополучия.

СВЯЩЕННОЕ ОЗЕРО

Взгляд на ежегодно появляющуюся из-под разлившейся воды плодородную землю привел к представлению о древнем холме, который выходит из первоводы. Поэтому у каждого большого храма было свое священное озеро, в котором каждое утро (символ начала мира) должен повторяться акт сотворения (мира). Многие надписи называют воду священного озера праводой, в которой бог Солнца ежедневно умывает свое лицо. Аменхотеп III велел поставить у храмового озера в Карнаке большого каменного скарабея как символ восходящего солнца. Священное озеро в Гераклеополе, говорят, возникло из крови и гноя Озириса (или Херишефа).

СЕРДЦЕ

Сердце. Виньетка из Папируса Ани

Сердце - это символ жизни. Если сердце устает, умирает тело. Озирис, чье сердце устало, лежит в непробудном сне. Умерших покидают их сердца. Без этого главного органа немыслима дальнейшая жизнь после смерти. Во время бальзамирования удаляются все внутренние органы, сердце же остается на своем месте. Изречения из Книги Мертвых должны гарантировать, что мертвый в загробном мире снова получит свое сердце: Посмотри на это мое сердце, оно плачет об Озирисе и умоляет о милости!